DataLife Engine > Статьи и заметки > Семейное воспитание ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВ

Семейное воспитание ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВ


13 февраля 2017. Разместил: Зайцева Ю.Викторовна
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец».

А. В. Сухомлинский

Зайцева Юлия Викторовна

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №19 п. Разумное»

Воспитание - это очень ответственное дело. Тем более, когда речь идёт о воспитании дошкольников и дошкольном образовании. Как раз в этот период и закладывается основа личности человека. Чтобы нам понять маленького ребёнка, чему-то его научить, необходимо очень много уметь, знать, понимать. Воспитательная функция - важнейшая функция семьи. По мнению философа Н. Я. Соловьева, "семья - воспитательная колыбель человека". Потому что в семье воспитываются и взрослые и дети. Воспитание - очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают.

Семейный Кодекс РФ гласит: «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»[1]. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Каждый ребенок имеет право на счастье. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В ст. 18 говорится: родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Основные положения ФГОС ДО отражают необходимость включения родителей и других членов семей воспитанников в образовательный процесс детского сада как участников образовательных отношений.

Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в соответствии с Программой является создание содружества «родители-дети-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию[3].

Концептуальной идеей Программы является идея о том, что если в центре внимания находится развивающийся Ребенок, то ему должны соответствовать развивающийся Родитель и развивающийся Педагог. Суть подхода заключается в поддержке родителей в нахождении личностного смысла в саморазвитии и повышении своей психолого-педагогической компетентности в интересах полноценного развития и успешной социализации детей.

Принципы работы Направления работы Задачи работы

- партнёрство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей;

-единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;

- помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны педагогов и родителей;

- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов. - защита прав ребёнка в семье и детском саду;

- воспитание, развитие и оздоровление детей;

-детско-родительские отношения;

- взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми;

- коррекция нарушений в развитии детей;

- подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

- изучение семьи;

-привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;

- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;

-работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей

Начиная со стадии индивида, ребенок переходит на этап индивидуальности со своими привычками, наклонностями, способностями, задатками и возможностями. Все эти психологические особенности в мальчике или девочке формируются в процессе воспитания в детском саду. Воспитание и образование в детских садах осуществляют воспитатели с помощью занятий, прогулок, игр, индивидуальной работы, развлечений, праздников, привлекая родителей и руководствуясь при этом программой воспитания и образования в детском саду, методикой дошкольного воспитания.

В нашем детском саду используются разнообразные формы работы с родителями для обогащения их педагогическими знаниями.

Среди наиболее эффективных и соответствующих современным требованиям педагогами используются различные формы совместного творчества детей, родителей и педагогов, которые позволяют родителям целенаправленно включаться в деятельность детского сада, выступать в качестве активного субъекта образовательных отношений. Степень вовлеченности родителей зависит от их желания и возможностей. Среди самых распространенных форм совместного творчества:

• мастер-классы, в ходе которых родители совместно с детьми выполняют задания педагога;

• семейные встречи, когда дети вместе с родителями отдыхают, поют, танцуют, соревнуются;

• гостиные с использованием средств музыки, театра, живописи, литературного и фольклорного материалов;

• спортивные праздники (в помещении и на улице, досуги, праздники, развлечения, различные формы трудовой деятельности[2].

Модель взаимодействия педагогов с родителями:

Направления Содержание Формы работы

Педагогический

мониторинг

- Изучение своеобразия семей, особенностей семейного воспитания, педагогических проблем, которые возникают в разных семьях, степени удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ.

- Выявление интересов и потребностей родителей, возможностей конкретного участия каждого родителя в педагогическом процессе детского сада.

- Знакомство с семейными традициями. -Анкетирование родителей

- Беседы с родителями

- Беседы с детьми о семье

-Наблюдение за общением

родителей и детей

Педагогическая

поддержка

- Оказание помощи родителям в понимании своих возможностей как родителя и особенностей своего ребенка.

- Популяризация лучшего семейного опыта воспитания и семейных традиций.

- Сплочение родительского коллектива.

- Беседы с родителями

-Психолого-педагогические тренинги

- Экскурсии по детскому

саду (для вновь поступивших)

- Дни открытых дверей

- Показ открытых занятий

- Родительские мастер-

классы

- Проведение совместных

детско-родительских

мероприятий, конкурсов

Педагогическое

образование

родителей

- Развитие компетентности

родителей в области педагогики и детской психологии.

-Удовлетворение образовательных запросов родителей.

- Темы для педагогического образования родителей определяются с учетом их

потребностей (по результатам педагогического мониторинга).

- Консультации

- Дискуссии

- Информация на сайте ДОУ

- Круглые столы

- Родительские собрания

-Вечера вопросов и ответов

- Семинары

- Показ и обсуждение

видеоматериалов

- Решение проблемных

педагогических ситуаций

- Выпуск газет,

информационных листов

плакатов для родителей.

Совместная

деятельность

- Развитие совместного общения взрослых и детей.

- Проведение совместных

праздников и посиделок

педагогов и родителей

- Сплочение родителей и педагогов.

- Формирование позиции родителя как непосредственного участника образовательного процесса. - Заседания семейного клуба

-Оформление совместных с детьми выставок

- Совместные проекты

- Семейные конкурсы

- Совместные социально

значимые акции

- Совместная трудовая

деятельность

Следует отметить, что чем лучше общение между родителями и педагогическим коллективом образовательного учреждения, тем большую поддержку получит ребенок, и тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлений, любви и доверием к окружающим, а первый социальный опыт будет успешным.

Список используемой литературы

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Парламентская газета. - 23-29.01.2009. - №4 (С учетом поправок).

2. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей /Т. Данилина// Дошкольное воспитание. – 2000. – №1

3. Баринова Т. М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е. М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1.

Вернуться назад