DataLife Engine > Статьи и заметки > Семейное воспитание ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВ
Семейное воспитание ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВ13 февраля 2017. Разместил: Зайцева Ю.Викторовна |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец». А. В. Сухомлинский Зайцева Юлия Викторовна МДОУ «Детский сад комбинированного вида №19 п. Разумное» Воспитание - это очень ответственное дело. Тем более, когда речь идёт о воспитании дошкольников и дошкольном образовании. Как раз в этот период и закладывается основа личности человека. Чтобы нам понять маленького ребёнка, чему-то его научить, необходимо очень много уметь, знать, понимать. Воспитательная функция - важнейшая функция семьи. По мнению философа Н. Я. Соловьева, "семья - воспитательная колыбель человека". Потому что в семье воспитываются и взрослые и дети. Воспитание - очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Семейный Кодекс РФ гласит: «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»[1]. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Каждый ребенок имеет право на счастье. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В ст. 18 говорится: родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Основные положения ФГОС ДО отражают необходимость включения родителей и других членов семей воспитанников в образовательный процесс детского сада как участников образовательных отношений. Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в соответствии с Программой является создание содружества «родители-дети-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию[3]. Концептуальной идеей Программы является идея о том, что если в центре внимания находится развивающийся Ребенок, то ему должны соответствовать развивающийся Родитель и развивающийся Педагог. Суть подхода заключается в поддержке родителей в нахождении личностного смысла в саморазвитии и повышении своей психолого-педагогической компетентности в интересах полноценного развития и успешной социализации детей. Принципы работы Направления работы Задачи работы - партнёрство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей; -единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения; - помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны педагогов и родителей; - постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов. - защита прав ребёнка в семье и детском саду; - воспитание, развитие и оздоровление детей; -детско-родительские отношения; - взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми; - коррекция нарушений в развитии детей; - подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. - изучение семьи; -привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ; - изучение семейного опыта воспитания и обучения детей; - просвещение родителей в области педагогики и детской психологии; -работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей Начиная со стадии индивида, ребенок переходит на этап индивидуальности со своими привычками, наклонностями, способностями, задатками и возможностями. Все эти психологические особенности в мальчике или девочке формируются в процессе воспитания в детском саду. Воспитание и образование в детских садах осуществляют воспитатели с помощью занятий, прогулок, игр, индивидуальной работы, развлечений, праздников, привлекая родителей и руководствуясь при этом программой воспитания и образования в детском саду, методикой дошкольного воспитания. В нашем детском саду используются разнообразные формы работы с родителями для обогащения их педагогическими знаниями. Среди наиболее эффективных и соответствующих современным требованиям педагогами используются различные формы совместного творчества детей, родителей и педагогов, которые позволяют родителям целенаправленно включаться в деятельность детского сада, выступать в качестве активного субъекта образовательных отношений. Степень вовлеченности родителей зависит от их желания и возможностей. Среди самых распространенных форм совместного творчества: • мастер-классы, в ходе которых родители совместно с детьми выполняют задания педагога; • семейные встречи, когда дети вместе с родителями отдыхают, поют, танцуют, соревнуются; • гостиные с использованием средств музыки, театра, живописи, литературного и фольклорного материалов; • спортивные праздники (в помещении и на улице, досуги, праздники, развлечения, различные формы трудовой деятельности[2]. Модель взаимодействия педагогов с родителями: Направления Содержание Формы работы Педагогический мониторинг - Изучение своеобразия семей, особенностей семейного воспитания, педагогических проблем, которые возникают в разных семьях, степени удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ. - Выявление интересов и потребностей родителей, возможностей конкретного участия каждого родителя в педагогическом процессе детского сада. - Знакомство с семейными традициями. -Анкетирование родителей - Беседы с родителями - Беседы с детьми о семье -Наблюдение за общением родителей и детей Педагогическая поддержка - Оказание помощи родителям в понимании своих возможностей как родителя и особенностей своего ребенка. - Популяризация лучшего семейного опыта воспитания и семейных традиций. - Сплочение родительского коллектива. - Беседы с родителями -Психолого-педагогические тренинги - Экскурсии по детскому саду (для вновь поступивших) - Дни открытых дверей - Показ открытых занятий - Родительские мастер- классы - Проведение совместных детско-родительских мероприятий, конкурсов Педагогическое образование родителей - Развитие компетентности родителей в области педагогики и детской психологии. -Удовлетворение образовательных запросов родителей. - Темы для педагогического образования родителей определяются с учетом их потребностей (по результатам педагогического мониторинга). - Консультации - Дискуссии - Информация на сайте ДОУ - Круглые столы - Родительские собрания -Вечера вопросов и ответов - Семинары - Показ и обсуждение видеоматериалов - Решение проблемных педагогических ситуаций - Выпуск газет, информационных листов плакатов для родителей. Совместная деятельность - Развитие совместного общения взрослых и детей. - Проведение совместных праздников и посиделок педагогов и родителей - Сплочение родителей и педагогов. - Формирование позиции родителя как непосредственного участника образовательного процесса. - Заседания семейного клуба -Оформление совместных с детьми выставок - Совместные проекты - Семейные конкурсы - Совместные социально значимые акции - Совместная трудовая деятельность Следует отметить, что чем лучше общение между родителями и педагогическим коллективом образовательного учреждения, тем большую поддержку получит ребенок, и тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлений, любви и доверием к окружающим, а первый социальный опыт будет успешным. Список используемой литературы 1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Парламентская газета. - 23-29.01.2009. - №4 (С учетом поправок). 2. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей /Т. Данилина// Дошкольное воспитание. – 2000. – №1 3. Баринова Т. М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е. М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1. Вернуться назад |