DataLife Engine > Статьи и заметки > Стили воспитания

Стили воспитания


2 апреля 2010. Разместил: sweta 2510

Стили воспитания


Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, ин-дифферентный.
Авторитетный (демократический). Воспитатель (педагог, родитель) осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие - обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.
Либеральный . Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительны-ми его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запре-там, ограничениям и контролю. Но по плечу ли ребенку такая свобода7 в каждом возрасте свои особенности, и маленькому ребенку либеральный стиль воспитания больше навредит, чем поможет.
Авторитарный. Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребенок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляю-щие авторитарных отношений.
Индифферентный (попустительский). Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому ( «пусть растет самостоятельным, а мне некогда»). Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.
Остановимся подробнее на двух особенно часто встречающихся типах воспи-тания:
Авторитарный и демократический.
Эти стили м.б. как в семье (отношения родители / дети ), так и у педагога по отношению к детям группы, класса.
Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. В рам-ках такого стиля само воспитание расценивается как целенаправленный процесс формирования личности; при этом ребенок, выступает объектом данного процес-са, испытывающим на себе воздействие субъекта воспитания — родителя или пе-дагога.
Авторитарный стиль воспитания в значительной мере складывается под влия-нием принятого в обществе стиля руководства и подчинения. Авторитарная власть как в обществе в целом, так и в какой-либо социальной группе способству-ет насаждению авторитарных отношений во всех сферах общественной жизни. Так, человек, вынужденный в своей профессиональной деятельности беспреко-словно подчиняться начальству, стремится и в сфере семейных отношений наса-дить подобный тип подчинения. Тем самым он, в частности, компенсирует не-удовлетворенность от собственного зависимого положения в служебной иерархии и стремится выступить в роли безусловного авторитета в доступной ему сфере — в семейных отношениях, в деле воспитания детей. Немалую роль играет при этом и с детства усвоенные стереотипы воспитания, которые демонстрировали челове-ку его собственные родители.


Противники авторитарного стиля указывают, что он приводит к формирова-нию у воспитанника пассивной личностной позиции, конформизма, бездумной зависимости от навязанного авторитета. Эти аргументы во многом справедливы. Ребенок, с малых лет приученный только подчиняться, утрачивает творческое на-чало, стремится уходить от ответственных решений; ему недостает инициативы и самостоятельности. В то же время формируется скрытая, бессознательная жажда власти. Обретя в зрелом возрасте достаточно высокий статус, такой человек как бы мстит окружающим за перенесенное в детстве унижение, прибегая в свою оче-редь к жестким методам руководства подчиненными и воспитания собственных детей.
В настоящее время педагоги и родители все чаще отказываются от этого мето-да воспитания, а вот в 60- 90х годах прошлого столетия это был основной метод воспитания, используемый в образовательных учреждениях и, часто, в семьях.
В противовес авторитарному выдвигается демократический стиль воспитания. В рамках такого подхода ребенок рассматривается уже не как объект воздействия, а как равноправный субъект взаимонаправленного диалога. Очевидно, что именно такой стиль является идеалом воспитания. Однако исключительная привержен-ность ему также чревата серьезными проблемами.
На самых ранних этапах своего развития беспомощный ребенок просто не об-ладает потенциалом участника равноправного взаимодействия. Воспитание на этом этапе может рассматриваться не иначе как воздействие старшего на ребенка. Но по ходу развития процесс постепенно приобретает взаимонаправленную фор-му, поначалу резко асимметричную. Равноправным участником взаимодействия человек становится лишь по достижении зрелости. Задача старших — чувствовать темп этого поступательного процесса и не предпринимать бесполезных попыток его затормозить или ускорить.
Таким образом, на ранних этапах развития ребенка некоторые элементы ав-торитарности в его воспитании полезны и необходимы. В ряде случаев следует не устраивать дискуссию о целесообразности какого-то действия, а однозначно по-требовать его выполнения. Ребенок научается регулировать свое поведение по-степенно; поначалу регулирующая функция принадлежит взрослому. Если же внешняя регуляция отсутствует, поведение ребенка долгое время продолжает ос-таваться спонтанным, импульсивным, безответственным. По мере взросления ре-бенок обретает способность принимать внешние, социальные нормы, требования и ограничения как свои собственные жизненные установки. Этому способствуют здоровые отношения в семье, которые, утрачивая элементы авторитарности, ста-новятся все более демократичными.
Итак, элементы авторитарного стиля воспитания на определенном этапе разви-тия ребенка могут сыграть положительную роль. Но если отношения в семье по-стоянно строятся на авторитарных принципах, это приводит к искажениям в раз-витии личности. В равной мере и противоположная крайность может породить распущенность и личностную незрелость.
автор- Анисимович О.В.

Вернуться назад