Аутотренинг для детей дошкольного возраста. Приводятся конкретные психотехнические методы предупреждения и снятия напряжения: приемы занимательного аутотренинга для детей. Проблема предупреждения и коррекции психоэмоционального анпряжения у детей встала в настоящее время особенно остро.
В детском саду на занятиях по физической культуре достаточно часто устраиваются игры соревновательного характера. Потерпев поражение в подобной игре, многие дети сразу устраивают скандал, кричат: «Так нечестно!». В результате, вместо удовольствия – сплошная нервотрепка. Так что же теперь, совсем отказаться от подобных дел? С возрастом, конечно, поведение ребенка меняется, и четырнадцатилетний школьник уже не будет рыдать, проиграв соревнования. Однако стремление всегда одерживать верх и неумение проигрывать, никуда не денутся. И в непростой ситуации, когда реальные условия не соответствуют его притязаниям, такой человек будет озлобляться и впадать в депрессию. Поэтому лучше скорректировать поведение ребенка, пока он еще маленький. Вопрос как. 1. Прежде всего, ребенку нужно терпеливо, но настойчиво объяснять, что от игры люди должны получать радость. А раз дело кончается скандалом, лучше вообще не играть. 2. Параллельно следует внушать, что с человеком, который всегда побеждает, играть просто неинтересно. Какой смысл все это затевать, если результат известен заранее? Дать понять, что у таких ребят нет друзей, что тот, кто всегда хочет быть первым, быстро остается один. 3. Но баланс между проигрышами и выигрышами следует выдерживать. То есть, если ребенок достаточно часто проигрывает в соревнованиях, необходимо помочь ему почувствовать себя успешным в чем-то другом. Ведь, как правило, столь болезненно на проигрыш реагирует ребенок с неутоленной жаждой лидерства. Когда же он хоть в каком-то деле станет первым, у него пропадет желание всегда и во всем одерживать верх. И он перестанет рыдать при малейшей неудаче. 4. Кроме того, можно рассказать детям историю из своей жизни, когда также проигрывали, но не обиделись на соперника, а долго тренировались и все-таки победили. Тогда фраза «Проигрывать надо уметь», сказанная ободряющим тоном, не будет восприниматься ребенком как пустой звук.
Оказывается, маленьким мальчикам нужно больше пространства, чем маленьким девочкам. Всему виной выбросы гормона тестостерона в раннем возрасте, из-за которых они носятся как полоумные, а занятия, требующие аккуратности, для них как нож по сердцу. Как помочь им развить тонкие двигательные навыки, не лишая свободы передвижения? Вот что рекомендует психолог Х. Шарп-Стоун.
НИЖЕ! Рисование и другие занятия можно перенести со стола на пол — когда имеешь дело с мальчиками, это может сработать.
БОЛЬШЕ! Мальчикам нравятся огромные листы бумаги и большие ручки, а также книги с крупными картинками и шрифтами.
РЕАЛЬНЕЕ! Мальчикам ближе реальность, чем вымысел. Выбирайте книги с фотографиями, а не с иллюстрациями, и реальные истории, а не выдуманные.
КОРОЧЕ! Не принуждайте мальчиков к длительным занятиям. Пусть они рисуют или мастерят понемногу, но чаще.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. • Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. • Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу. • В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. • В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. • В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. Условия работы с детьми: 1. Согласие и желание ребенка. 2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий. 3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Оборудование «педагогической песочницы» 1.Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта, которых должны быть голубого - синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки. 2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы), песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой. 3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями): • лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; • разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста; • миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать); • набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»); • различные здания и постройки; • бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.
Сначала дети узнают свойства песка, проводят различные опыты; затем переходим к проективным играм в песочнице. Далее познакомить детей с техникой рисования песком на стекле. Техника рисования песком позволяет создавать неповторимые образы, развивает художественное восприятие, окунает в волшебный мир творчества и гармонии. Рисование песком имеет ряд важных аспектов, которые не дает классический рисунок. Это, прежде всего, развитие мелкой моторики. Да-да, мелкая моторика есть не только у двухлетних детей. Раз за разом, занимаясь систематически, вы начинаете мыслить еще более продуктивно. Вторым не менее жирным плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – тягучесть, мягкость, приятная шершавость, – которые действуют на человека прямо-таки завораживающе. Рисуя песком, человек постепенно уходит в себя – входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. И, наконец, третий аспект – это рисование песком как искусство. Вы освоите технику песочного рисунка и со временем научитесь создавать динамические песочные фильмы – что, собственно, и является кульминацией обучения. Создание на экране мимолетных рисунков песком, сменяющих друг друга - песочная мультипликация, молодое и в своем роде уникальное направление в искусстве. Зародилось на Западе, пришло в Россию несколько лет назад. Главное здесь - художник и его руки. Специалистов высокого класса в этой области немного: перед тем, как впервые выйти на публику, артист - чаще всего, художник, который долгое время работал с холстом или бумагой - может упражняться годами. Все дело в интерактивности процесса: изображение появляется и исчезает на глазах у зрителей, и права на ошибку у художника нет. Подготовка каждого песочного шоу - тщательная, кропотливая работа. Артисту нужен не только талант, но и огромная выдержка: требуется вдохновение на то, чтобы создать рисунки песком, и долгие часы тренировок, чтобы отработать технику исполнения песочного шоу.
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты.