Друзья сайта  
 

 
     
 
 
   Навигация  
 

Поиск по сайту




Стол заказов



Главная

Помощь по сайту

Заметки и статьи

Папки - передвижки, плакаты...

Шаблоны

Картинки

Раскраски

Наши дети

Детская литература

Аудиосказки

Мультфильмы

Учебные пособия

Методические наработки

Игры для детей

Музыка детям


Сценарии праздников


Новости сайта


Форум

 
     
 

Стихи о любви, поэзия, начинающие писатели



 
  Исследовательская деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста.  

В современных психолого-педагогических исследованиях проблеме использования в развитии дошкольника элементарной исследовательской деятельности уделяется большое внимание. Анализ этих исследований обнаруживает различные подходы к определению этого понятия, характеристике его содержания, признаков и методов ее формирования у детей.
Под элементарной исследовательской деятельностью пони¬мается совместная работа педагога и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре, в труде, в процессе познания мира. Исследовательская деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Начинается она с постановки педагогом и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигается предположение (о возможном течении явления природы и его причинах), отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных знаний и способов действий. Незнание должно быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рас¬суждения. Если задача непосильна детям, или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникнет. Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале - простые, содержащие однозвенные связи, затем более сложные, содержащие цепочки связей. Возникший у детей в ходе анализа ситуаций и выдвижения предположений интерес к решению задачи следует использовать для отбора способов проверки предположений. Ими могут быть кратковременные распознающие наблюдения, длительное сравнительное наблюдение, демонстрация моделей, эвристические беседы и элементарные опыты.
Цели и задачи:
 Расширять представления детей о явлениях и предметах живой и неживой природы, с помощью экспериментальной деятельности выявлять некоторые свойства предметов;
 Развивать познавательный интерес детей, логику, воображение, мышление, творчество, наблюдательность, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
 Воспитывать любознательность, бережное, заботливое отношение к природе, накапливать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с природой;
Сформировать осознанное, правильное отношение к деятельности человека.
Остановимся более подробно на элементарных опытах. Опыт, это наблюдение, проводи¬мое в специально организованных условиях. Опыт - это преобразование жизненной ситуации предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.

Значение элементарных опытов заключается в том, что:
 в них проявляется сознательная деятельность детей.
 опыты показывают положительное влияние на развитие логического мышления дошкольников, так как им необходимо обнаружить и объяснить причину его появления. Дети учатся анализировать имеющиеся данные, высказывать суждения, выбирать способ решения задачи;
 у детей развивается наблюдательность, пытливость, познавательные интересы;
 кроме того, опыты способствуют развитию речи, так как детям надо довольно четко и понятно для окружающих формулировать свои вопросы, суждения, выводы;
 в опыте знания ребенок получает не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе деятельности.

Во время проведения опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. При обсуждении результатов опыта воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям. Начинать следует с кратковременных опытов, где быстро можно увидеть нужный результат (со снегом, водой), позднее детей можно привлекать к проведению более длительных опытов.
В структуре опыта можно выделить четыре этапа.
Первый этап - подготовительный. Его цель - заинтересовать детей. Это достигается с помощью следующих моментов: подготовки педагогом на глазах у детей необходимого оборудования, задания дежурным подготовить необходимый материал, выделения объекта для опыта, показа кино- или диафильма, иллюстраций, чтения отрывков художественной литературы и т.д.
Второй этап - начало опыта. На этом этапе произвольное внимание детей необходимо направить и сосредоточить на объекте, поддержать уже вызванный интерес. Это возможно сделать с помощью постановки задачи, предложения высказать свое предположение о том, что получится и обосновать его. Воспитатель не оценивает правильность и ошибочность суждений, а лишь фиксирует их.
Третий этап - основной. Его цель - демонстрация опыта, формирование реалистических представлений на основе наблюдения за объектом. Если опыт длительный, необходима фиксация промежуточных результатов.
Четвертый этап - заключительный. На этом этапе происходит формулирование вывода, к которому дети приходят с воспитателем.

При проведении опытов дошкольников знакомим с правилами, которые необходимо соблюдать:
Правила проведения опытов.
 опыт должен быть безопасным.
 при подготовке опыта сначала обдумай, что ты хочешь узнать с его помощью.
 при проведении опыта изменяй условия по одному, сохраняя остальные неизменными.
 постарайся довести опыт до конца и получить интересующий тебя ответ.
 об опыте и его результатах - сделанных открытиях - рас¬скажи сверстникам так, чтобы им было понятно, что ты узнал и как.

Требования при проведении опытов.
 воспитатель должен четко и просто формулировать стоящую перед дошкольниками задачу.
 чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один - опытный, другой - контрольный.
 необходимо осуществлять руководство опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты, делать выводы;
 один и тот же опыт лучше проводить дважды, чтобы убедились в правильности выводов, а также, чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, не проявившие к нему интереса в первый раз.

Обучать ребенка, - говорил П.П. Блонский, - это значит не внушать ему наших мыслей, а развивать его собственную мысль, доводить ее до уровня нашей.

Рекомендуем также:
  • Конспект занятия по познавательному развитию для детей 5-6 лет " В мире цв ...
  • «Всё то, что неизвестно, ужасно интересно»
  • Дидактическая игра «Собери букет»
  • проект "Экология души"
  • Конспект занятия по эксперементированию
  • Познавайте природу вместе с детьми, исследуя
  • доклад для пед совета
  • Работа с педагогами



  •  
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    24 февраля 2014 | Распечатать
     
     
      Информация  

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

     
     
       Личный кабинет  
     
    Логин
    Пароль
     
     
         
     
       Опрос  
     
    К какой категории вы бы себя отнесли?

    дети
    родители
    воспитатели
    никакая из вышеперечисленных
     
         
     
       
       Самые читаемые новости  
      » ВРЕМЯ И ВРЕМЕНА ГОДА
    » Календарь 8 марта Международный женский день
    » Календарь на 2022 год
    » Календарь на 2021/22 год

     
         
     
        Календарь новостей  
     
    «    Март 2021    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
     
         
     
        Сейчас на сайте  
       
         
     
        ТОП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ  
      По наградам:
    » Молли (26)
    » INCORA (24)
    » lutiks (22)
    » brigada (21)
    » ukatana (20)
    » Анютка (20)
    » limush (20)
    » fantastish (20)
    » baiturina84 (20)
    » helenushka (20)

    По баллам:
    » Молли (3646очков)
    » INCORA (3036очков)
    » helenushka (2856очков)
    » brigada (2811очков)
    » lutiks (2781очков)
    » limush (2731очков)
    » baiturina84 (2616очков)
    » meranda19 (2606очков)
    » fantastish (2561очков)
    » ukatana (2541очков)
     
         
     


    Яндекс.Метрика

    Rambler's Top100

    Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо Беременность, роды, дети и родители

    Детский поисковик