Друзья сайта  
 

 
     
 
 
   Навигация  
 

Поиск по сайту




Стол заказов



Главная

Помощь по сайту

Заметки и статьи

Папки - передвижки, плакаты...

Шаблоны

Картинки

Раскраски

Наши дети

Детская литература

Аудиосказки

Мультфильмы

Учебные пособия

Методические наработки

Игры для детей

Музыка детям


Сценарии праздников


Новости сайта


Форум

 
     
 

Стихи о любви, поэзия, начинающие писатели



 
  Из опыта работы  

Сюжетно-ролевая игра как сфера
коммуникативной самостоятельной деятельности детей

Игра - путь детей к познанию мира,
в котором они живут
и который призваны изменить.
А.М. Горький.

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.
Дошкольный возраст – это возраст игры. Одной из первых детской игровой деятельности является сюжетно- ролевая игра. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладениями навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая либо воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. К примеру, играя в детский сад, изображает воспитателя, ведущего занятие с детьми в группе (на ковре).
Но самое основное – в игре ребёнок воплощает свой взор, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Педагогические принципы организации сюжетной игры:
1. Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду – для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.
2. Второй принцип организации сюжетной игры – воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый более сложный способ ее построения.
3. Третий принцип организации сюжетной игры – начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры яв¬ляется наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:
- бытовые (игры в семью, детский сад);
- производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин);
- общественные (игры в празднование дня рождения, в школу, в полёт на Луну).
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (убаюкивает или кормит дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно- ролевой игре является подбор разнообразных игрушек. Однако на ряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т.д.). По мере овладения детьми сюжетно- ролевой игрой мы показываем, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать в игре предмет, а затем сообщить об этом другим играющим.
Для успешной полноценной организации сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие самостоятельной коммуникативной деятельности детей, в группе создана динамичная игровая среда. Подбор атрибутов, находящихся в легкодоступном месте, соответствует возрасту детей и их игровым интересам. Детям предоставляется возможность самостоятельно создавать игровую среду.
В зависимости от этапа обучения сюжетно-ролевой игре имеются необходимые образные игрушки (куклы, животные и др.), игрушки-двигатели (машинки и др.), конструкторы. Подбираем соответствующие принадлежности для игр: фартуки, повязки, халаты, шапочки. В группе организована зона для развертывания бытовых игр, где дети могут готовить, стирать и гладить. В связи с расширением тематики современных игр выделяем место и подбираем атрибуты для организации игр «Зоопарк», «Автогородок», «Салон красоты», «Космос», «Компьютерный центр», «Исследователи» и др.
Игра с детьми начинается с договора. Дети договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли. Если возникают какие-либо затруднения мы не «диктуем», а стараемся предложить ту или иную роль, событие как равный партнер. Далее дети выстраивают свои действия и поведение в соответствии с выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и понимать ролевые права и обязанности. Так, например, врач, если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его указания.
Чтобы включить в игру различные типы отношений мы выстраиваем «куст» ролей следующим образом:
врач: пациент, медсестра, другой врач.
шофер: пассажир, полицейский, водитель другой машины.
капитан: пассажир, матрос, капитан, другого судна.
В сюжетно- ролевой игре важно участие педагога. Мы стараемся искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребёнка, заставить его сопереживать. Взяв на себя определённую игровую роль, способствуем переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показываем необходимость участия в игре детей.
С детьми мы вступаем в ролевое взаимодействие, активизируем ролевой диалог, «замыкаем» детей на ролевом взаимодействии, играем с детьми как равный партнер по игре.
Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых учувствуют все дети. Примерами таких игр могут быть: «Магазин», «Поезд», «Путешествие», «Детский сад» и т.д.
Следовательно, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Но ролевая игра у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети планируют свое поведение, раскрывая образ выбранной ими роли. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько их действия и действия их партнеров соответствуют общепринятым правилам поведения — бывает так или не бывает: “Мамы так не делают”, “Суп после второго не подают”. Из-за неправильного ролевого поведения в игровой ситуации, как правило, возникают ссоры и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока из игровой ситуации. В разрешении конфликтов нам помогают разговоры, беседы с детьми, при этом нам необходимо быть объективными, наблюдательными и справедливыми.
В условиях чуткого и бережного обучения и руководства сюжетно- ролевыми играми со стороны воспитателя постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке её задач, выборе игровых способов сюжетно- ролевого взаимодействия, а также реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и со взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения
Специфика обучения игре дошкольников старшего возраста состоит, прежде всего, в последовательном прохождении основных стадий игры, которыми при нормальном развитии ребёнок овладевает в раннем возрасте.
Ведущими направлениями в руководстве ролевой игрой является формирование обобщённых игровых действий и ролевого поведения в постепенно усложняющихся сюжетах.
Сюжетно-ролевая игра может трансформироваться в игру-фантазирование (в старшем дошкольном возрасте), когда сюжет лишь частично опирается на имеющиеся в наличии игрушки и материалы, строится в основном в плане речи, как свободное фантазирование, совместное рассказывание. Это могут быть мотивы сказок с волшебницами, феями, прекрасными замками, балами; с космической тематикой. Например:
- Хочешь, я расскажу тебе сказку?
- А о чем?
- О трех крокодилах. Ты только не бойся.
Крокодилов звали Дракоша, Крошка и Антошка. Они дружили, не ссорились. Им было по 6 лет. Они любили играть в мяч, любили книги рассматривать.
- А у меня есть куклы Фикси. Они были волшебницами. (Это уже вступает в диалог новый участник игры.)
Они летали по ночам среди звезд. А затем спускались на землю. Они обладали непобедимыми. Ведьмы их боялись.
Прежде всего, надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера.
Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.
Таким образом, именно в сюжетно-ролевой игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.
В заключении хочется сказать, что сюжетно-ролевая игра обязательно сама придет в жизнь наших детей. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дети, играя, — в значительной степени зависит от нас, педагогов. Не забывайте, что сюжетно-ролевая игра — очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими “деловой”.

Рекомендуем также:
  • Консультация по сюжетно-ролевой игре для воспитателей
  • Консультация для воспитателей - Сюжетно - ролевая игра
  • Развитие социально – личностных отношений у детей старшего дошкольного возр ...
  • Консультация для родителей: «Игра в дошкольном возрасте»
  • Игра - как средство познания мира
  • Сюжетно-ролевая игра в 1 младшей группе
  • Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста
  • Организация сюжетной игры в детском саду.



  •  
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    25 мая 2013 | Распечатать
     
     
      Информация  

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

     
     
       Личный кабинет  
     
    Логин
    Пароль
     
     
         
     
       Опрос  
     
    как вы попали на наш сайт?

    мне посоветовали друзья/ знакомые
    через поисковик
    через ссылку на другом ресурсе
     
         
     
       
       Самые читаемые новости  
     
     
         
     
        Календарь новостей  
     
    «    Ноябрь 2021    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     
     
         
     
        Сейчас на сайте  
       
         
     
        ТОП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ  
      По наградам:
    » Молли (26)
    » INCORA (24)
    » lutiks (22)
    » brigada (21)
    » fantastish (20)
    » ukatana (20)
    » limush (20)
    » Анютка (20)
    » helenushka (20)
    » baiturina84 (20)

    По баллам:
    » Молли (3646очков)
    » INCORA (3036очков)
    » helenushka (2856очков)
    » brigada (2811очков)
    » lutiks (2781очков)
    » limush (2731очков)
    » baiturina84 (2616очков)
    » meranda19 (2606очков)
    » fantastish (2561очков)
    » ukatana (2541очков)
     
         
     


    Яндекс.Метрика

    Rambler's Top100

    Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо Беременность, роды, дети и родители

    Детский поисковик