Друзья сайта  
 

 
     
 
 
   Навигация  
 

Поиск по сайту




Стол заказов



Главная

Помощь по сайту

Заметки и статьи

Папки - передвижки, плакаты...

Шаблоны

Картинки

Раскраски

Наши дети

Детская литература

Аудиосказки

Мультфильмы

Учебные пособия

Методические наработки

Игры для детей

Музыка детям


Сценарии праздников


Новости сайта


Форум

 
     
 

Стихи о любви, поэзия, начинающие писатели



 
  «Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста»  

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ларьякская общеобразовательная средняя школа»
дошкольная ступень образования





Тема:
«Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста»

Вайсалова Юлия Владиславовна
Воспитатель









2012 год


Оглавление
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы исследования .6
1.1.Анализ подходов к проблеме изучения эмоций, представленных в
психологической литературе …...6
1.2 Эмоции, движение и речь - их взаимосвязь в развитии ребёнка раннего
возраста.………………………………………………………………………….….9
Глава 2. Состояние проблемы в практике дошкольного образования………...12
2.1Развитие эмоционального мира детей в разных видах деятельности….......12
2.2Работы с родителями по реализации темы …………………………..……...17
Заключение ……………………………………………………………….....…….23
Список литературы……………………………………………………………..……...…24
Приложения











Введение.
Эмоции - это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности». (А.В. Запорожец).
Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и во многом определяются социальными условиями его существования, но именно в дошкольный период особенно активно развиваются психические процессы, формируются произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, дом и др.). Именно в этом возрасте «сеют семена» будущего. Немало нужно любви, терпения и, конечно же, знаний, чтобы они взошли здоровыми и крепкими.1
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет количество альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Но успешность любых форм деятельности может обеспечить только согласованное функционирование этих двух систем, их единство. Поэтому, на мой взгляд, в качестве одной из важных задач воспитания должны рассматриваться формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы.
Не потеряло актуальности в наши дни, высказывание Л.C. Выготского о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства), которое связано с логизированным и интеллектуальным воспитанием детей.2 Но кроме этого на «обесчувствование» влияет и технологизация современной жизни, в которой участвует ребенок.
1.Данилина Т.А.В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ/Т.А.Данилина, В.Я.Зедгенидзе, Н.М.Степина.-2-е издание.-М.: Айрис-пресс, 2006.-160с.
2.Выготский Л.С.Педагогическая психология. М., 199
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети начинают испытывать серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками, а ведь общение в значительной мере обогащает чувственную сферу. Именно по этим причинам работа, направленная на развитие эмоционального мира очень актуальна и важна.
Начав работу по данной теме, я изучила методическую литературу. Особенно ценными для меня оказались справочник дошкольного психолога Г.А.Широковой, а также пособие для практических работников ДОУ Т.А.Данилина «В мире детских эмоций», я узнала, что именно в дошкольный период особенно активно развиваются психические процессы у ребенка.
В своей работе я поставила такую цель: обогащение эмоциональной сферы ребенка в процессе накопления жизненного опыта и знаний через взаимодействие и познание окружающего мира.
Задачи я поставила перед собой такие:
- обучение детей пониманию себя и умению быть в мире «собой»;
- воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
- формирование и развитие положительных эмоциональных состояний у детей;
- формирование у детей умений практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) - средствами выражения эмоциональных состояний;
- выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию и полноценному общению ребенка со сверстниками и взрослыми;
- создание основы для формирования в дальнейшем адекватной самооценки ребенка.
- Механизм решения данной проблемы я видела в том, что в качестве одних из важных задач воспитания должны рассматриваться формирование:
- - «умных» эмоций,
- -коррекция недостатков эмоциональной сферы.
- Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.












I. Теоретические основы исследования.
1.1. Анализ подходов к проблеме изучения эмоций, представленных в психологической литературе.
Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.
«Эмоции и чувства - специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах - значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации». Другими словами, эмоции - отражение индивидуальности человека, его внутреннего состояния. Джемс и Ланге считали, что физические изменения при эмоциях так резко бросаются в глаза, что на роль их в эмоциях уже давно обратили внимание. Какое же значение они имеют? Обычно представляется такой порядок: внешнее раздражение вызывает психическую реакцию, например испуг, вследствие этого появляется вздрагивание «от испуга», сердцебиение.
Ланге (1890), Джемс (1892) выдвинули теорию, что эмоции есть восприятие ощущений, вызванных изменениями в теле вследствие внешнего раздражения. Внешнее раздражение, служащее причиной возникновения аффекта, вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхания, в кровообращении, в тонусе мышц. Вследствие этого во всем теле при эмоции испытываются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций.

Обыкновенно говорят: мы потеряли близкого человека, огорчены, плачем; мы повстречали медведя, испугались, дрожим: мы оскорблены, приведены в ярость, наносим удары. А согласно теории Джемса-Ланге. порядок событий формулируется так: мы опечалены, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим; приведены в ярость, потому что бьем. Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то, по их мнению, не было бы и эмоции. Если мы представим себе какую-нибудь эмоцию и мысленно вычтем из нее, одно за другим все телесные ощущения, с ней связанные, то от нее, в конце концов, ничего не останется. Так, если из эмоции страх устранить сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожь в руках и ногах, слабость в теле и т. д., то не будет и страха. Т. е. человеческая эмоция, лишенная всякой телесной подкладки, есть ни что иное, как пустой звук.
Эмоции могут возникать без всякого воздействия на психику, под влиянием чисто химических и лекарственных воздействий. Известно, что вино «веселит сердце человека», вином можно «залить тоску», благодаря вину исчезает страх - «пьяному море по колено».
Мухомор вызывает припадки бешенства и наклонность к насилию. Настой мухомора в старину давали воинам, чтобы привести их в «кровожадное состояние». Гашиш может вызывать припадки буйства.
Эмоции возникают также под влиянием внутренних причин в патологических случаях. При заболеваниях сердца и аорты появляется тоска. При многих заболеваниях появляются страх или радость без прямых объектов этих эмоций: больной боится, сам, не зная чего, или счастлив без причины.
Эмоции выражаются мимикой лицевых мышц, движениями языка, восклицаниями и звуками.
Адлер, посвятивший многолетний труд изучению развития эмоций, формирующихся под воздействием буржуазной социальной среды, создал свою теорию их возникновения, которая сводится к следующему.
Отдельные явления в жизни человека нельзя рассматривать изолировано, как самостоятельные, замкнутые в себе части нераздельного целого, проводя линию через факты из отдельных пунктов жизни человека.
По Адлеру движущей силой психики является стремление к превосходству, вытекающее из чувства самосохранения.
В психологии существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной, на мой взгляд, является классификация К. Изарда, в основу которой положены фундаментальные эмоции: радость, удивление, гнев, отвращение, страх, интерес, горе, презрение, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. Этой классификации я и придерживалась в своей работе.
Эмоциональная жизнь ребенка начинается в младенчестве. Первые эмоциональные проявления ребенка связаны с физиологическими потребностями, в частности с потребностью в еде, питье, температурном комфорте, движениях, в отсутствии болевых ощущений и т. д. новорожденному свойственны простейшие положительные и отрицательные реакции, а так же присуща и потребность в ощущениях - зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и пр., и особая потребность в ощущении матери на уровне биологических механизмов.
Первые три года жизни являются сензитивным периодом для формирования эмоций и чувств. Своевременное возникновение эмоциональных реакций, эмоциональных состояний является важным показателем полноценности ребенка. Они:
1. Участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей;
2. Способствуют эстетическому и нравственному развитию;
3. Выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности (в том числе и к познавательной), влияют на накопление и актуализацию его опыта;
4. Оказывают влияние на развитие мышления, воображения, памяти, восприятия, коммуникативных способностей; влияют на формирование адекватной самооценки человека.
Но человеческие эмоции не возникают сами по себе, а формируются с первых дней жизни под влиянием среды, в которой ребенок оказывается. Вне общения, вне деятельности эмоциональная сфера качественно не развивается.1
Необходимо создавать специальные условия, с целью развития эмоционального мира детей

1.2. Эмоции, движение и речь – их взаимосвязь в развитии ребенка раннего возраста.

Взрослые по-разному смотрят на детей. Одни любят их общество, другие видят ребят в нереально розовом свете, третьих чарует младенец, но возмущают растущие независимость и своеволие малыша. По-моему, огромная роль взрослых в жизни детей является неисчерпаемой темой. Ребята, как и взрослые, очень разные в своих склонностях и неприязнях, в отношении к новым или трудным ситуациям, в своих способностях и восприимчивости.
Для детей взрослые - это источник и хорошего, и плохого влияния на их юную жизнь. Те, кто любит детей и заботится о них, постепенно открывая для себя мир ребенка и постоянно делая поправки на присутствие малыша, могут сделать его детство счастливым, а развитие полноценным.
Психологами замечено, что для ребенка очень важно, считают для себя взрослые активными участниками его жизни или же пассивными наблюдателями. Активное участие - не обязательно вмешательство и контроль, скорее, это отношение, при котором взрослый проявляет себя чутким и готовым приспособиться к миру ребенка человеком. Это означает, что иногда родители и педагоги должны приходить к выводу, что им, а не их подопечному следует перемениться, да еще в большей мере. Когда-то нужно выждать, иной раз - спешить на помощь. Это также означает, что в ребенке следует видеть личность с собственными развивающимися взглядами и пониманием окружающего. К тому же для ребенка старший - неисчерпаемый источник знаний.
Как же эти знания донести до малыша, чтобы заинтересовать его, побудить стать соучастником процесса обучения?

1.Изард К.Э.Психология эмоций /Переведено с англ. СПБ.:1999.-464 с. илл. «Мастера психологии».

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Организация различных физических упражнений и подвижных игр, в свою очередь, положительно сказываете на эмоциональном состоянии детей, помогает укреплению воли, самостоятельности, возникновению и проявлению товарищеских чувств, желания прийти на помощь другу.
В наше время особенно значима проблема здоровья детей, и решать ее надо, начиная с младенческого возраста. Поэтому в работе с малышами я самое серьезное внимание уделяю развитию двигательной активности моих воспитанников. Ведь давно известно, что движение - залог умственного и физического развития.
Движения приносят радость малышам, следовательно, оказывают самое положительное влияние на их психическое развитие , на ориентировку в окружающем мире. Благодаря движениям руки, пальцев, ребёнок познаёт свойства предметов. Зрительные слуховые, тактильные раздражители побуждают его к тому или иному движению. Очень важно в физическом воспитании детей раннего возраста не задерживаться на том, что уже усвоено ребёнком ,и постепенно повышать требования к нему, пользуясь присущим этому возрасту интересом к новому и стремлением (хотя и неосознанным) овладевать более сложными движениями и нормами взаимоотношений с окружающими взрослыми и детьми.
Однако своими задачами я считаю не только охрану здоровья, воспитание и обучение ребенка. Я, должна приложить максимум усилий, чтобы обеспечить условия для бодрого настроения и уравновешенного поведения детей. Что же для этого нужно? Думаю, что в равной степени существенны и соблюдения режима дня, и тщательный гигиенический уход и создание благоприятной обстановки для разнообразной детской деятельности, в том числе и двигательной. Тут, конечно, не последнюю роль играет прекрасно оборудованный спортивный зал, имеющийся в нашем детском саду . Как было сказано выше, ведущая роль в жизнедеятельности ребёнка раннего возраста принадлежит взрослому .От него во многом зависит физическое , умственное и психическое развитие малыша и его благополучие. А в ответ на заинтересованное и доброжелательное отношение , любовь взрослого у ребёнка очень рано возникает потребность в общении с ним . Отсюда следует ,что любая совместная деятельность с детьми должна быть эмоционально окрашенной , увлекательной , развивающей.


2. Состояние проблемы в практике дошкольного образования.
2.1Развитие эмоционального мира детей в разных видах деятельности

На развитие эмоций и чувств оказывает влияние все виды деятельности ребенка, а так же общение с взрослыми и сверстниками.
Общение со сверстниками возникает у детей на третьем году жизни. Оно осуществляется на первых этапах в форме эмоционально-практического общения. Это самая простая форма коммуникативного взаимодействия между детьми. Ребенку этого возраста необходимо и достаточно, чтобы товарищ присоединился к его шалостям и, действуя с ним за одно, поддержал и усилил общее веселье. Процесс взаимодействия включает и главную цель их практической деятельности: привлечение к соучастию, а результат легко трансформируется по ходу дела и часто вообще исчезает из виду.
В общении описанной формы выделяется еще одна особенность: каждый участник взаимодействия, прежде всего, озабочен тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям. Указанная особенность приводит к тому, что дети мало слушают друг друга, и демонстрируют себя друг другу. Вот почему их взаимодействия нуждаются в постоянной и тщательной коррекции взрослого.
Особенности этой формы общения со сверстниками способствуют развертыванию инициативы детей, так как в контактах они чувствуют себя свободными и действуют на равных.
Благоприятствуя резкому расширению диапазона эмоций - и положительных и отрицательных - за счет включения самых ярких, крайних экспрессий. Общение этого рода серьезно помогают становлению самосознания и формирования основ личности - позволяет ребенку увидеть свои возможности.

Таким образом, группа детского сада - это первое детское общество, которое является для ребенка источником различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. Именно в группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности - игровой, трудовой, изобразительной и т. д.
«Сорока - белобока»
- «Маленькие - большие ноги».
Образно-выразительные средства этих произведений (и некоторых других) побуждали детей к эмоциональному отклику, вызывали у них радость, смех. Немаловажное значение у детей положительных эмоциональных состояний и развитии познавательных эмоций отводилось специально-организованным играм-занятиям, характер которых должен зависеть от индивидуальных психологических особенностей и возможностей каждого ребенка. Индивидуальная работа с ребенком - необходимое условие формирования и развития положительных эмоциональных состояний. Однако, несмотря на большое разнообразие конкретных индивидуальных игр-занятий с детьми по развитию положительных эмоций, следует выделить общий принцип их организации: опережающая инициатива взрослого. Это значит, что я сама должна давать детям образцы адекватных эмоциональных реакций, в зависимости от той или иной ситуации. Главная трудность в том, чтобы не просто демонстрировать перед ребенком самые различные формы эмоциональных состояний, а вести его за собой. Это возможно лишь в том случае, если хорошо знаешь и понимаешь ребенка, опираясь на достигнутый уровень развития. На втором и третьем году жизни происходит формирование качественно новых эмоций, изменяется их сила и глубина. Но для этого необходимы определенные усилия взрослых, иначе эмоциональная сфера остается на первоначальном уровне, что может отрицательно сказаться на его развитии в целом. В период бодрствования необходимо организовывать содержательные занимательные игры. Иначе ребенок испытывает чувство скуки, и развитие эмоций затормаживается. Поэтому, учитывая высокую потребность детей в двигательной активности, в своей работе я использовала различные подвижные игры, которые включают в себя упражнения, совершенствующие развитие основных движений (бег, ходьба, лазания, бросание). Такие игры как: «Догони мяч», «Походи и побегай», «Попрыгай на носочках», «Собачка» (формирование навыков ползания) и пр.
Особенно нравится детям нашей группы подвижная игра «Пузырь». Казалось бы, простая игра по своему содержанию, но она позволяет детям сблизиться друг с другом; дает один из первых опытов общение со сверстниками в атмосфере игры и удовлетворения; вызывает бурные положительные эмоциональные реакции детей. Замкнутым детям, застенчивым, робким данная игра позволяет легче вступить в контакт с другими детьми, чувствовать себя увереннее.
Кроме того, в своей работе, я использовала подвижные сюжетные игры, которые помогают не только застенчивым и робким детям обрести эмоциональный комфорт, но и влияют на развитие положительных эмоций всех детей, создают основу для формирования совместной деятельности, игр детей: «Зайка серенький сидит...», «Вороны», «Маленькие зайчики», «Воробушки и автомобиль» и пр.
Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей возможно так же, при организации игр основанных на народных произведениях: «Идет коза рогатая», «Заинька походи...», «Еду, еду, к бабе, деду» и т. д.
Большую роль в работе по развитию эмоционального мира детей играет использование стихотворений советских писателей. Чтение таких стихотворений может сопровождаться движениями - иммитациями. Особенно нравятся детям нашей группы стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки»: «Бычок», «Слон», «Самолет» и т. д. Эти стихотворения доступны для понимания детей, в тоже время очень образны и выразительны. Это и вызывает у детей яркие положительные эмоции, учит малышей правильно реагировать на явления и события окружающей действительности.
Большое внимание в развитии эмоционального мира детей я уделяю играм-занятиям с куклой. Так как они, на мой взгляд, способны сформировать чувства сопереживания, доброты, сочувствия в противовес ожесточенности, черствости и равнодушию. Такие игры как: «У куклы болят зубки», «Кукла заболела», «Кто обидел куколку?» и т. д. Стать ребенку более внимательным к другим, чутким, добрым помогают такие игры, как: «Накорми куклу обедом», «Сошьем кукле новое платье», «Уложим куклу спать» и др.
Кроме того, такие игры- занятия с куклой помогают ребенку не только в определении эмоциональных состояний окружающих его людей, но освоить последовательность определенных действий, приучат принимать посильное участие в труде, научат использовать предметы по назначению.
Для развития эмоционального мира детей и навыков общения, в своей работе я использую следующие дидактические игры:
- «Галерея чувств»
- «Облака»
- «Какое настроение у гномов?»
- «Настроение неваляшек»
- «Воздушные шары»
В наши дни на психику ребенка идет большая нагрузка, а возможности для отдыха, эмоционально-двигательной разрядки мало. Я обращала большое внимание на психическое развитие ребенка, которое способствует его гармоничному развитию. Поэтому в своей работе, опираясь на зону ближайшего развития ребенка, я использовала психогимнастику М. И. Чистяковой. В частности, этюды, направленные на расслабление мышц («Спящей котенок», «Шалтай - Болтай».), на выражение основных эмоций, таких как:
- удовольствие, радость («Вкусные конфеты», «Маме улыбаемся».)
- печаль и страдание («Стрекоза замерзла»)
- страх («Лисенок боится»).
Кроме того, использовала в работе пальчиковую гимнастику, различные артикуляционные упражнения (для губ и щек), которые направлены на развитие речи малыша, но и на увеличение возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов.
Все эти виды работ и психогимнастика, и пальчиковая гимнастика, и артикуляционные упражнения, направлены на сохранение здоровья детей, на предупреждение эмоциональных расстройств. Их я проводила как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
В соответствии с методическими рекомендациями «Программы воспитания и обучения в детском саду», по которой работает наш детский сад, в группах младшего дошкольного возраста введены групповые традиции.
Групповая традиция.
Сеансы.
Цель: создание в группе атмосферы равных прав.
Задачи: - развивать уверенность ребенка в себе;
- закладывать основы доверительного отношения к взрослому;
- закладывать основы доброжелательного отношения сверстникам. Цикличность: 1-2 раза в неделю.
Возможный материал для использования:
* мелочь, привлекательная для детей (ленточка, фантик, цветная фольга, печенье, яблоко и т.д.).
Требования к материалу: *безопасность в использовании; *яркость;
* возможность разделить на равные части;
* Главная стратегия:
Педагог достаточно демонстративно делит на равные части и дарит каждому ребенку свою часть, подчеркивая словесно, что каждый ребенок ею любим, его здесь ценят и любят.
Групповая традиция.
Подарки.
Цель: создание в группе атмосферы душевного тепла, доверительности, равных прав.
Задачи: воспитывать бережное и разумное отношение к рукотворному миру;
- формировать отношение ребенка к взрослому (взрослый-умелец);
- формировать групповую сплоченность, уважение к правам других;
- формировать положительный образ «себя»;
- развивать эмоциональную отзывчивость.
- Цикличность: 1 раз в неделю. Возможный материал для изготовления:
- бумага разной фактуры и качества;
- шнур, проволока, ткань, пенопласт и т. д. Требование к материалу:
- безопасность в использовании;
- возможность функционального использования.
(приложение 1)

2.2 Работа с родителями по реализации темы.

Любая профессиональная деятельность воспитателя может дать хорошие результаты, лишь в том случае, если родители детей являются его единомышленниками и принимают активное участие в жизнедеятельности группы, оказывают помощь воспитателю в решение тех или иных вопросов. Преемственность в воспитании и обучении детей в детском саду и семье - непременное условие социально-эмоционального развития детей. Воспитание базируется на положительных примерах в поведении взрослых. Педагогам дошкольного учреждения необходимо не только учитывать это самим, но и особое пристальное внимание уделять работе с родителями. По некоторым вопросам совершенно достичь общего понимания: нельзя требовать от детей выполнения какого-либо правила повеления, если родители не всегда сами ему следуют. Рассогласование в требованиях, предъявляемых детям в детском саду и дома, может вызвать у ребенка отрицательные эмоции: чувство растерянности, обиды или даже агрессии. Поэтому я стараюсь объяснить родителям, какое важное значение имеет соблюдение режима дня, применение правильных приемов кормления, умывания и укладывания в домашних условиях.
Вовлечь родителей в жизнь группы и детского сада, сделать, их союзниками в своей работе мне помогает выбор адекватных форм взаимодействия с родителями, использование как современных, так и традиционных форм работы: стараюсь держать своих родителей в курсе событий, создаю возможности для ознакомления с работой группы детского сада. В «Уголке для родителей» постоянно оформлены папки-передвижки. Родителям предлагаются консультации для более успешного развития эмоционального мира детей. Организовываются выставки детских работ. Так же имеется уголок для индивидуальной работы с родителями, где помещаются советы и рекомендации по воспитанию и обучению детей.
Использую в работе с родителями и такую форму, как индивидуальные беседы, где обсуждаю личные проявления негативных эмоций отдельных детей: драчливость и агрессию, непослушание, недостаточно сформированные навыки. (приложение 2)
«Сорока - белобока»
«Маленькие - большие ноги».
Образно-выразительные средства этих произведений (и некоторых других) побуждали детей к эмоциональному отклику, вызывали у них радость, смех. Немаловажное значение у детей положительных эмоциональных состояний и развитии познавательных эмоций отводилось специально-организованным играм-занятиям, характер которых должен зависеть от индивидуальных психологических особенностей и возможностей каждого ребенка. Индивидуальная работа с ребенком - необходимое условие формирования и развития положительных эмоциональных состояний. Однако, несмотря на большое разнообразие конкретных индивидуальных игр-занятий с детьми по развитию положительных эмоций, следует выделить общий принцип их организации: опережающая инициатива взрослого. Это значит, что я сама должна давать детям образцы адекватных эмоциональных реакций, в зависимости от той или иной ситуации. Главная трудность в том, чтобы не просто демонстрировать перед ребенком самые различные формы эмоциональных состояний, а вести его за собой. Это возможно лишь в том случае, если хорошо знаешь и понимаешь ребенка, опираясь на достигнутый уровень развития. На втором и третьем году жизни происходит формирование качественно новых эмоций, изменяется их сила и глубина. Но для этого необходимы определенные усилия взрослых, иначе эмоциональная сфера остается на первоначальном уровне, что может отрицательно сказаться на его развитии в целом. В период бодрствования необходимо организовывать содержательные занимательные игры. Иначе ребенок испытывает чувство скуки, и развитие эмоций затормаживается. Поэтому, учитывая высокую потребность детей в двигательной активности, в своей работе я использовала различные подвижные игры, которые включают в себя упражнения, совершенствующие развитие основных движений (бег, ходьба, лазания, бросание). Такие игры как: «Догони мяч», «Походи и побегай», «Попрыгай на носочках», «Собачка» (формирование навыков ползания) и пр.
Особенно нравится детям нашей группы подвижная игра «Пузырь». Казалось бы, простая игра по своему содержанию, но она позволяет детям сблизиться друг с другом; дает один из первых опытов общение со сверстниками в атмосфере игры и удовлетворения; вызывает бурные положительные эмоциональные реакции детей. Замкнутым детям, застенчивым, робким данная игра позволяет легче вступить в контакт с другими детьми, чувствовать себя увереннее.
Кроме того, в своей работе, я использовала подвижные сюжетные игры, которые помогают не только застенчивым и робким детям обрести эмоциональный комфорт, но и влияют на развитие положительных эмоций всех детей, создают основу для формирования совместной деятельности, игр детей: «Зайка серенький сидит...», «Вороны», «Маленькие зайчики», «Воробушки и автомобиль» и пр.
Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей возможно так же, при организации игр основанных на народных произведениях: «Идет коза рогатая», «Заинька походи...», «Еду, еду, к бабе, деду» и т. д.
Большую роль в работе по развитию эмоционального мира детей играет использование стихотворений советских писателей. Чтение таких стихотворений может сопровождаться движениями - иммитациями. Особенно нравятся детям нашей группы стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки»: «Бычок», «Слон», «Самолет» и т. д. Эти стихотворения доступны для понимания детей, в тоже время очень образны и выразительны. Это и вызывает у детей яркие положительные эмоции, учит малышей правильно реагировать на явления и события окружающей действительности.
Большое внимание в развитии эмоционального мира детей я уделяю играм-занятиям с куклой. Так как они, на мой взгляд, способны сформировать чувства сопереживания, доброты, сочувствия в противовес ожесточенности, черствости и равнодушию. Такие игры как: «У куклы болят зубки», «Кукла заболела», «Кто обидел куколку?» и т. д. Стать ребенку более внимательным к другим, чутким, добрым помогают такие игры, как: «Накорми куклу обедом», «Сошьем кукле новое платье», «Уложим куклу спать» и др.
Кроме того, такие игры- занятия с куклой помогают ребенку не только в определении эмоциональных состояний окружающих его людей, но освоить последовательность определенных действий, приучат принимать посильное участие в труде, научат использовать предметы по назначению.
Для развития эмоционального мира детей и навыков общения, в своей работе я использую следующие дидактические игры:
- «Галерея чувств»
- «Облака»
- «Какое настроение у гномов?»
- «Настроение неваляшек»
- «Воздушные шары»
В наши дни на психику ребенка идет большая нагрузка, а возможности для отдыха, эмоционально-двигательной разрядки мало. Я обращала большое внимание на психическое развитие ребенка, которое способствует его гармоничному развитию. Поэтому в своей работе, опираясь на зону ближайшего развития ребенка, я использовала психогимнастику М. И. Чистяковой. В частности, этюды, направленные на расслабление мышц («Спящей котенок», «Шалтай - Болтай».), на выражение основных эмоций, таких как:
- удовольствие, радость («Вкусные конфеты», «Маме улыбаемся».)
- печаль и страдание («Стрекоза замерзла»)
- страх («Лисенок боится»).
Кроме того, использовала в работе пальчиковую гимнастику, различные артикуляционные упражнения (для губ и щек), которые направлены на развитие речи малыша, но и на увеличение возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов.
Все эти виды работ и психогимнастика, и пальчиковая гимнастика, и артикуляционные упражнения, направлены на сохранение здоровья детей, на предупреждение эмоциональных расстройств. Их я проводила как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
В соответствии с методическими рекомендациями «Программы воспитания и обучения в детском саду», по которой работает наш детский сад, в группах младшего дошкольного возраста введены групповые традиции.
Групповая традиция.
Сеансы.
Цель: создание в группе атмосферы равных прав.
Задачи: - развивать уверенность ребенка в себе;
- закладывать основы доверительного отношения к взрослому;
- закладывать основы доброжелательного отношения сверстникам. Цикличность: 1-2 раза в неделю.
Возможный материал для использования:
* мелочь, привлекательная для детей (ленточка, фантик, цветная фольга, печенье, яблоко и т.д.).
Требования к материалу: *безопасность в использовании; *яркость;
* возможность разделить на равные части;
* Главная стратегия:
Педагог достаточно демонстративно делит на равные части и дарит каждому ребенку свою часть, подчеркивая словесно, что каждый ребенок ею любим, его здесь ценят и любят.
Групповая традиция.
Подарки.
Цель: создание в группе атмосферы душевного тепла, доверительности, равных прав.
Задачи: воспитывать бережное и разумное отношение к рукотворному миру;
- формировать отношение ребенка к взрослому (взрослый-умелец);
- формировать групповую сплоченность, уважение к правам других;
- формировать положительный образ «себя»;
- развивать эмоциональную отзывчивость.
- Цикличность: 1 раз в неделю. Возможный материал для изготовления:
- бумага разной фактуры и качества;
- шнур, проволока, ткань, пенопласт и т. д. Требование к материалу:
- безопасность в использовании;
- возможность функционального использования.





Заключение.
Процесс развития эмоционального мира ребенка настолько трудоемок, и настолько важен в формировании личности человека, что его следует начинать с первых дней появления ребенка на свет. В нем должны принимать участие сами родители, педагоги и психологи дошкольных и школьных учреждений. При осуществлении процесса развития эмоционального мира ребенка следует сочетать гуманные тенденции в воспитании - уважение, заботу, внимание к другому человеку с определенной дозой направленности на себя, это принесет большую пользу для ребенка.
Следует так же не забывать, что в каждом возрастном периоде возникает новое эмоциональное переживание, меняется их глубина, осознанность, длительность. Подводя итог нужно сказать следующее: Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности гармонию духовной жизни. Как я уже говорила родители и воспитатели должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.




Библиография
1.Алехина И.В., Матяш Н.М., Павлова Т.А.Психология: Практический курс. Психология человека. Ч.1.Брянск:,1999.
2.Выготский Л.С.Педагогическая психология. М., 1991.
3.Данилина Т.А.В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ/Т.А.Данилина, В.Я.Зедгенидзе, Н.М.Степина.-2-е издание.-М.:Айрис-пресс, 2006.-160с.
4. Запорожец А.В.Эмоциональное развитие дошкольника.М.,1985.
5.Изард К.Э.Психология эмоций /Переведено с англ. СПБ.:1999.-464 с. илл. «Мастера психологии».
6.Минаева, В.М.Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений.М.:АРКТИ,2001.-48с.
7.Чистякова М.И. Психогимнастика.М.1995.
8.Юдина Е.Г.Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/Е.Г.Юдина, Г.Б.Степанова, Е.Н.Денисова.М.:Просвещение, 2002.











Приложение

Рекомендуем также:
  • Тестопластика- вид арттеропии
  • Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки у старших ...
  • Восприятие у детей основ гуманистической направленности поведения через игр ...
  • Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми
  • Мир моих эмоций
  • Развитие эмоционального словаря дошкольника
  • Такая забавная психогимнастика
  • ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ



  •  
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    2 мая 2013 | Распечатать
     
     
      Информация  

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

     
     
       Личный кабинет  
     
    Логин
    Пароль
     
     
         
     
       Опрос  
     
    как вы попали на наш сайт?

    мне посоветовали друзья/ знакомые
    через поисковик
    через ссылку на другом ресурсе
     
         
     
       
       Самые читаемые новости  
      » Картотека домашних заданий - Весна. Изменения в природе ...
    » Папка передвижка Как одеть ребенка весной. Консультация ...
    » Картотека домашних заданий - Весна. Растения луга и сад ...
    » Клипарт на прозрачном фоне - Солнце и радуга
    » Картотека домашних заданий - Ранняя весна
    » Папка передвижка Весенние прогулки с детьми
    » Шаблоны для оформления стендов - Наши весенние именинни ...
    » Папка передвижка Загадки про весну
    » Карточки Эмоции
    » Окружающий мир для детей 6-7 лет

     
         
     
        Календарь новостей  
     
    «    Апрель 2021    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     
     
         
     
        Сейчас на сайте  
       
         
     
        ТОП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ  
      По наградам:
    » Молли (26)
    » INCORA (24)
    » lutiks (22)
    » brigada (21)
    » Анютка (20)
    » limush (20)
    » fantastish (20)
    » baiturina84 (20)
    » helenushka (20)
    » ukatana (20)

    По баллам:
    » Молли (3646очков)
    » INCORA (3036очков)
    » helenushka (2856очков)
    » brigada (2811очков)
    » lutiks (2781очков)
    » limush (2731очков)
    » baiturina84 (2616очков)
    » meranda19 (2606очков)
    » fantastish (2561очков)
    » ukatana (2541очков)
     
         
     


    Яндекс.Метрика

    Rambler's Top100

    Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо Беременность, роды, дети и родители

    Детский поисковик