Подготовка детей к школе – необходимое условие успешного обучения. За последнее время требования, предъявляемые к будущим первоклашкам, выросли. Если раньше в первый класс с большим удовольствием принимали детей, не умеющих читать и писать, чтобы впоследствии не пришлось их переучивать, то сегодня для поступления в школу подобные навыки приветствуются или обязательны. А значит, без специальной подготовки детей к школе Вам не обойтись. Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада. Тем более, если вы выбрали престижную школу.
Как определить уровень подготовки ребенка к школе? Начнем с возраста. На момент поступления в 1 класс школы ребенку должно быть не менее 6,5 лет. По утверждениям специалистов, ребенок, не достигший этого возраста, еще не обладает необходимым для обучения в школе уровнем зрелости. Узнайте заранее, есть ли у школы, в которую вы хотели бы отдать своего ребенка на обучение, особые требования к поступающему: умение бегло читать и т. д., чтобы не было неожиданностей. В возрасте 5 лет обязательно посетите узких специалистов – логопеда, психолога, невролога. Подыщите курсы подготовки к школе, узнайте отзывы о данном учреждении. Перед поступлением в школу Вам будет предложено пройти собеседование (тестирование), основной целью которого, как раз и является выявление уровня готовности ребенка к систематическому обучению. Для многих эта проверка готовности к школе - настоящее испытание. Даже если у ребенка хороший уровень подготовки и он многое умеет, в ситуации экзамена он может растеряться. Обратитесь к опытному психологу-диагносту. Он знает, какие тесты, методики используются при приеме в школу. Родители имеют право присутствовать на собеседовании с ребенком или на тестировании. Ребенка считают неготовым к школе, если он: • настроен исключительно на игру; • недостаточно самостоятелен; • чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем; • не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию; • мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.; • имеет серьезные нарушения речевого развития; • не умеет общаться со сверстниками; • не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.
Можно сделать вывод, что к обучению в школе Ваш малыш должен прийти с определенным багажом знаний и навыков. Причем чем выше уровнем школа, тем больше в ней число требований, предъявляемых к будущим первоклашкам. Следовательно, родители должны заранее подыскать для ребенка курсы подготовки к школе. При подборе учреждения, центра с курсами познакомьтесь с программой, по которой Вашего малыша будут обучать.
Программа подготовки детей к школе должна быть построена с учётом возрастных возможностей детей. Занятия должны включать в себя динамические переменки, что позволяет переключать активность детей. Задачами программы подготовки к школе являются: • формирование познавательного интереса, желания узнавать новое; • развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; • развитие фантазии и творческих способностей; • развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения; • развитие памяти и внимания; • развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку. Занятия проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогает развить ему творческий потенциал. Заблаговременный прогноз трудностей и своевременная помощь со стороны педагогов, узких специалистов – задача, стоящая перед коллективом нашего центра, которую мы стараемся решать уже при первом знакомстве с Вами.
К началу обучения в школе дети должны уметь: • строить сложные предложения всех видов; • составлять рассказы по картинке, серии картинок, небольшие сказки; • находить слова с определенным звуком; • определять место звука в слове; • составлять предложения из 3-4 слов; • членить простые предложения на слова; • членить слова на слоги (части); • различать разные жанры художественной литературы: рассказ, сказку, стихотворение; • самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения; • уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности; • иметь представления о сезонных явлениях природы; • знать свой адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
• состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел; • как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду; • цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9; • знаки +,-,=,>,<; • название текущего месяца, последовательность дней недели; • уметь называть числа в прямом и обратном порядке; • соотносить цифру и число предметов; • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; • пользоваться арифметическими знаками действий; • измерять длину предметов с помощью условной меры; • составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера; • делить круг, квадрат на 2 и 4 части; • ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Социально-психологическая готовность к школе: • учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет интерес к получению новых знаний) • умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых)
Развитее школьно-значимых психофизиологических функций: развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами); пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше-ниже, вперед-назад, слева-справа); координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например из книг)
Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
Развитее произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.