Друзья сайта  
 

 
     
 
 
   Навигация  
 

Поиск по сайту




Стол заказов



Главная

Помощь по сайту

Заметки и статьи

Папки - передвижки, плакаты...

Шаблоны

Картинки

Раскраски

Наши дети

Детская литература

Аудиосказки

Мультфильмы

Учебные пособия

Методические наработки

Игры для детей

Музыка детям


Сценарии праздников


Новости сайта


Форум

 
     
 

Стихи о любви, поэзия, начинающие писатели



 
  СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ воспитателя Сибирс  

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ воспитателя Сибирской Н.А. Г.Тверь д/с125)
Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, я пришла к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности общения, деформируется личностное развитие.
Поэтому проблема межличностных отношений старших дошкольников является одной из актуальнейших в современной педагогике. Ведь для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. Можно сказать, что она является школой социальных отношений. Кроме того, в общении со сверстниками обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка.
Для формирования у детей положительного отношения ко всем людям, развития социального чувства, взаимопомощи я вначале использовала традиционные подходы:
 чтение художественной литературы, беседа о прочитанном;
 дидактические игры;
 кукольные спектакли по сюжетам художественных произведений;
 игры-беседы детей с персонажами сказок;
 групповые традиции;
 игры-драматизации.
Я считала, что на материале сказок, рассказов или драматизаций взрослые должны учить детей оценивать характеры героев, их поступки, понимать, "что такое хорошо и что такое плохо", а ребенок будет стремиться к совершенствованию. Однако все не так просто. Большинство детей уже в 3-4 года отличают хорошие поступки и плохие: знают, что с товарищами нужно делиться, уступать и помогать слабым. В реальной жизни поступки в основном далеки от этих правил поведения. Нередко совместные занятия детей кончались ссорами, недовольством тем, как действует сверстник. Дело в том, что, если ребенок невнимателен к сверстнику, он не станет согласовывать с ним свои действия.
Я пришла к выводу, что у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства, формировать чувство общности, желание видеть в сверстнике друга и партнера. Поэтому за основу я взяла методики морального воспитания С.Г.Якобсон, которые систематизировала и адаптировала для детей своей группы. Составила перспективный план совместной деятельности с детьми, где учтены современные и традиционные методики.
Особое внимание я уделила методике работы с персонажем. В работе с детьми мы эпизодически используем этот прием: создание игрового или сказочного персонажа, который принимает самое разное участие в жизни группы. Например, кукла, Незнайка, заказчик, фантастический персонаж и т.п. У детей они пользуются большим уважением и симпатией. Все это очень хорошо, но, как правило, в такой работе нет системы, не выявлены функции персонажей, не разработана методика их использования.
С.Г.Якобсон предложила ввести один персонаж и возложить на него моральные функции. Так у нас в группе появился домовёнок Кузя.
Какова цель прихода персонажа (Кузи)?
Важнейшей составляющей морального поведения является способность увидеть свои недостатки, осознать свои ошибки. Это способность наедине с собой сказать себе: "Я поступил плохо", "Я должен был поступить иначе" и т.п. Первым шагом в данном направлении является рассказ другим о тех поступках, которые ребенок считает неправильным. Но говорить о своих ошибках малоприятно, поэтому люди не любят признавать их. Поэтому нужно максимально избавить детей от неприятных переживаний, связанных с подобными признаниями. Такие признания должны делаться ребенком в интимной обстановке, одному – единственному человеку.
Кому же ребенок может рассказать о своем поступке? Тому, кто не разболтает и не изменит своего доброго отношения. Для ребенка это крайне необходимо.
Однако не все родители обладают достаточным тактом и чуткостью, чтобы выполнить эти требования. Еще сложнее обстоит дело с воспитателем. Необходимость поддерживать дисциплину, делить дисциплину, делить свое внимание между многими детьми, иногда прибегать к строгостям приводит к тому, что подлинно близкие, душевные отношения с детьми возникают достаточно редко.
Поэтому и появляется "некто" (у нас домовёнок Кузя), кто будет любить и понимать ребенка, считать его исключительно хорошим и проявлять заботу о его моральных качествах.
Персонаж, на которого возложены моральные функции, должен быть реальным и осязаемым, обладать определенной внешностью, удовлетворять ряду требований:
1. Внешний вид: выразительное и привлекательное лицо (или мордочка), а также обязательно руки (или лапы), чтобы дети могли здороваться и прощаться с ним не только словесно.
2. Персонаж не живет в группе, а приходит примерно 2-3 раза в месяц на 25-35 минут.
3. Он обладает волшебной способностью: он знает обо все, что происходит в группе (может иметь волшебное стекло, трубу и т.п.).
4. Он любит всех детей группы, радуется их добрым делам и хорошим поступкам.
5. Содержание общения с детьми не ограничивается только моральной сферой. Он проявляет интерес ко всем сторонам их жизни. Время от времени, но не слишком часто приносит скромное угощение, пластинку или кассету с песенкой, дидактическую игру, игрушки, спортивный инвентарь.

Как работать с персонажем.
Сначала я рассказала детям, что недавно была в другом детском саду и узнала, что у детей там есть друг из волшебной страны. Он любит всех детей, часто приходит к ним в гости и помогает каждому.
Спросила о том, хотят ли они иметь такого волшебного друга? Выяснила, какую помощь дети хотели бы от него получить, обещала, что волшебный друг обязательно придет к ним в гости.
Заранее (за один – два часа) сообщила детям о том, что сегодня к ним приходит волшебный друг. Когда гость появляется, то здоровается со всеми детьми и, желая лучше познакомиться с ними, спрашивает, кто во что любит играть, у кого есть дома животные, кто что любит кушать, летал ли кто-нибудь на самолете, плавал ли кто на пароходе, кто с кем дружит. На вопросы отвечают все желающие. Такой хоровой ответ в данной ситуации, в отличии от традиционных занятий, необходим, чтобы беседа была оживленной и дети не теряли к ней интереса. На прощанье персонаж оставил скромное угощение (можно оставить кассету с песнями, игру и др.).
При следующей встрече персонаж приносит бумажных кукол для плоскостного театра и показывает моральную пьеску (моральные пьески можно показывать раз в месяц).
В другой раз «домовенок Кузя» радуется хорошим поступкам детей. Придя в группу, персонаж говорит, что наблюдал за детьми из своей волшебной страны и очень радовался, видя, что Аня и Егор дружно играли, Алеша помог товарищу, Настя и Ваня поделились сладостями и т. п. Он называет всех детей, которые за прошедший период действительно совершили пусть самый маленький, но морально ценный поступок. Предлагает детям рассказать о тех поступках, которые он не видел, и о том, что хорошего случилось в группе за время его отсутствия.
В один из приходов персонаж сообщает, что дети ему так понравились, что он решил написать про них рассказ, как в книжке и зачитывает рассказ про одного из детей. Образ ребенка в этих рассказах отличается от того, каков он на самом деле, и от того, каким он представляется себе самому, но в рассказе лон лучше, т.е. ребенку показывают образец, при этом образец не другой ребенок и не литературный персонаж, а он сам. Таким он может стать, если захочет. Так у ребенка формируется положительный образ себя.
Характер персонажа легко допускает наличие у него волшебных предметов, в том числе «волшебной трубы», в которую видно только положительные поступки того, на кого в нее смотрят. Персонаж показывает детям, как работает труба, смотрит в нее на двух-трех детей с разным поведением и видит у них только хорошие черты. Затем в трубу смотрят дети по своему выбору, затем по выбору персонажа.
Способность наедине с собой сказать: «Я поступил плохо», «Я должен поступить иначе», - не появляется вдруг. Ребенок должен приобрести опыт такого отношения к себе и к своим действиям. В этом поможет персонаж, с которым ребенок может поделиться своими переживаниями по поводу проступка. Воспитатель в этом случае выслушивает и записывает признание ребенка, никак не комментируя его, кладет записку в сумочку, чтобы передать ее персонажу, и никому не рассказывает о ее содержании. На своем опыте я убедилась, что половина детей группы воспользовалась этой возможностью «облегчить душу».
Привлечение к работе волшебного друга детей придает методике общий смысл: персонаж проявляет хорошее отношение к детям и стремится помочь им стать еще лучше. Одновременно игра позволяет более убедительно для детей поставить соответствующие воспитательные задачи и обеспечить интерес к ним.

Перспективный план работы с детьми по формированию
межличностных отношений старших дошкольников.
месяц недели
1 2 3 4
сентябрь Творческая игра «Путешествие». Цель: выявление уровня формирования навыков общения со сверстниками.
Обсуждение ситуаций «Хорошие поступки». Цель: выявить знания детей о хороших поступках. Рассказ о сказочном персонаже.
Цель: стимулировать интерес детей. Сказочный персонаж приходит в гости. Цель: вызвать интерес, познакомить с новым другом.
октябрь Показ персонажем моральной пьески «Камешек в туфельке». Цель: вызвать сочувствие «жертвам» неблаговидных поступков, возмущение обидчиками и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость. Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка. Цель: выявить наиболее актуальные проблемы группы и каждого ребенка. Персонаж радуется хорошим поступкам детей. Цель: формировать у детей умение видеть и оценивать хорошие поступки. Дидактическая игра «Волшебная труба» с участием персонажа. Цель: формирование способности находить достоинства в каждом члене группы.
ноябрь Составление письма больному другу. Цель:формирование умения рассказывать о взаимоотношениях со сверстниками. Моральная пьеска с участием персонажа «Растоптанный торт». Цель: формирование личного положительного отношения к соблюдению и нарушению норм морали. Подготовка моральной сценки для детей средней группы "Зайка Ушастик упал в ручей". Цель: порадовать малышей Дидактическая игра с участием персонажа «Волшебная труба» Цель: формировать умение видеть хорошее в каждом члене группы.
декабрь Персонаж радуется хорошим поступкам детей. Цель: продолжение работы по формированию доброжелательных отношений ко всем членам группы. Показ моральной сценки для детей средней группы "Зайка Ушастик упал в ручей». Цель: формировать положительные взаимоотношения с малышами. Моральная пьеска с участием персонажа «Разрушенная крепость». Цель: продолжать формировать личное положительное отношение к соблюдению и нарушению норм морали. Сочинение персонажем рассказов про детей. Цель:формирование положительных черт характера.

январь Рисование «С кем я дружу». Цель: изучение взаимоотношений между детьми. Сюжетно-ролевая игра «Играем как ты хочешь». Цель: формирование доброжелательных отношений в сюжетно-ролевых играх. Концерт для малышей. Цель: организация межвозрастного общения.
февраль Игровая ситуация с участием персонажа «Я поступил плохо, когда…». Цель: формирование критической нравственной самооценки. Рисование «Воображаемый друг». Цель: формирование представлений о дружбе. Моральная пьеска с участием персонажа «Чужой кубик». Цель: формирование межличностного общения.
март Подготовка моральной пьески для родителей «Мама устала». Цель: формирование доброжелательных отношений к родным и близким. Игровая ситуация с участием персонажа «Мои хорошие поступки в выходной день». Цель: воспитывать доброжелательное отношение к родным и близким. Показ моральной пьески «Мама устала». Цель: вызвать стремление проявлять заботу о близких. Моральная пьеска по выбору детей. Цель: воспитывать сочувствие.
апрель Моральная пьеска с участием персонажа «Упавший малыш». Цель: развивать потребность в проявлении гуманных чувств. Моральная сценка "Порванная книга" с участием детей. Цель:формирование осознания моральной стороны поступков
Игровая ситуация с участием персонажа «Как я поступил, когда…». Цель: формирование критической моральной самооценки. Дидактическая игра "Узнай по описанию". Цель: формирование представлений об уникальности других детей

май Творческая игра «Путешествие» Цель: выявление уровня формирования навыков общения со сверстниками. Цель: выявление уровня формирования навыков общения со сверстниками Рисование на тему "Добрые и злые". Цель: формировать представление о добре и зле Дидактическая игра "Опиши товарища". Цель: дать понятие об индивидуальных особенностях других детей

Следует иметь отметить, что с помощью данных методик удалось подойти к решению только некоторых задач нравственного воспитания дошкольников, что это всего лишь часть большой и сложной работы.
Предлагаемые методы не только способствуют формированию межличностных отношений старших дошкольников, но и сами по себе интересны детям и доставляли им радость. Поэтому я стремилась к максимальному включению игровых моментов, живого, неназидательного общения с детьми, к проявлению симпатии и уважения к каждому ребенку.

Рекомендуем также:
  • ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕТОДИКИ МОРАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ «ВОЛШЕБНЫЙ ДРУГ» НА ФОР ...
  • Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе( на 1 ква ...
  • Алгоритм создания и поддержки у детей творческой художественной деятельнос ...
  • ПРОЕКТ «ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
  • Роль художественной литературы в театрализованной деятельности.(из личного ...
  • Здоровье
  • Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного воз ...
  • Восприятие у детей основ гуманистической направленности поведения через игр ...



  •  
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    17 декабря 2011 | Распечатать
     
     
      Информация  

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

     
     
       Личный кабинет  
     
    Логин
    Пароль
     
     
         
     
       Опрос  
     
    Как вы считаете нужен ли сайту раздел "Аудиосказки"?

    Безусловно нужен! Развивайте этот раздел! ya_za
    Думаю, да. Считаю этот раздел хорошим дополнением. smile
    Не знаю. В принципе мне все равно. dontknow
    Не думаю, что этот раздел так уж необходим. nea
    Убрать!!! Однозначно!!! ireful
     
         
     
       
       Самые читаемые новости  
      » Уголок природы в детском саду - Природные явления 7
    » Шаблоны для оформления стендов в детском саду
    » Раздаточный материал для дошкольника Рыбки и аквариум 2
    » Папка передвижка для детского сада - Потешки о гигиене
    » Диагностика и коррекция внимания
    » Логические упражнения для развития речи. Альбом дошколь ...

     
         
     
        Календарь новостей  
     
    «    Февраль 2020    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
     
     
         
     
        Сейчас на сайте  
       
         
     
        ТОП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ  
      По наградам:
    » Молли (26)
    » INCORA (24)
    » lutiks (22)
    » brigada (21)
    » helenushka (20)
    » ukatana (20)
    » Анютка (20)
    » fantastish (20)
    » limush (20)
    » baiturina84 (20)

    По баллам:
    » Молли (3646очков)
    » INCORA (3036очков)
    » helenushka (2856очков)
    » brigada (2811очков)
    » lutiks (2781очков)
    » limush (2731очков)
    » baiturina84 (2616очков)
    » meranda19 (2606очков)
    » fantastish (2561очков)
    » ukatana (2541очков)
     
         
     


    Яндекс.Метрика

    Rambler's Top100

    Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо Беременность, роды, дети и родители

    Детский поисковик