Друзья сайта  
 

 
     
 
 
   Навигация  
 

Поиск по сайту




Стол заказов



Главная

Помощь по сайту

Заметки и статьи

Папки - передвижки, плакаты...

Шаблоны

Картинки

Раскраски

Наши дети

Детская литература

Аудиосказки

Мультфильмы

Учебные пособия

Методические наработки

Игры для детей

Музыка детям


Сценарии праздников


Новости сайта


Форум

 
     
 

Стихи о любви, поэзия, начинающие писатели



 
  «Всё то, что неизвестно, ужасно интересно»  

Воспитатель I категории МДОУ детский сад №140 «Моржонок»
Чекалина Л.А.

«Всё то, что неизвестно, ужасно интересно»
Развитие познавательных интересов дошкольников
в процессе ознакомления их с природой

Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нем, детям необходимо разобраться в назначении свойств, качеств предметов, в пространственных и временных отношениях, событиях и явлениях окружающей действительности.
Необходимы знания, которые помогут ребенку ознакомиться с доступными его пониманию явлениями природы. Проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Поэтому изучение экологического сознания совместно с поисковой деятельностью так важно для воспитания развитой личности.
Изучив программу, методическую литературу я стала работать над проблемой формирования экологической культуры детей через организацию элементарной поисковой деятельности.
В дошкольном возрасте дети способны не только принимать поисковую задачу, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной. Известно, что познавательная деятельность всегда содержит вопрос.
Познавательные задачи я предъявляла детям в определенной последовательности: вначале – простые (содержащие одно звено), затем более сложные (содержащие цепочки связей).
Примеры познавательных задач:
неживая природа – Почему качаются деревья? Почему на земле лужи? Почему летом и весной дождь, а зимой снег? Почему замерзла вода? И т.д.
живая природа – Могут ли растения жить и расти без света и влаги, тепла? Почему рыба плавает, а заяц прыгает? Почему изменяется жизнь зверей зимой? И т.д.
После принятия детьми познавательной задачи я осуществляла ее анализ: выявление известного и неизвестного. Я учитывала каждое предположение детей, даже если оно ошибочное. Организовывала кратковременные наблюдения, длительные – сравнительные, элементарные опыты, демонстрацию моделей. Отбирала материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. Предлагала детям вопросы поискового характера. Именно они помогли детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми объектами природы.
Для установления причин и явлений, связей и отношений между предметами использовала опыты, которые способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность. Я старалась подводить детей к рассуждениям и умозаключениям.
Уточняла знания о свойствах, качествах объектов природы (снег, вода, ветер, воздух, растения, животные и т.д.)
В проведении опытов дети были активными участниками (подбирали баночки для веток, наливали воду, определяли место и т.д.). Ход опыта дети фиксировали в дневнике наблюдений в виде рисунков-схем, а это и есть моделирование. Оно основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Моделирование позволило раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные и связи, существующие в ней.
Для повышения знаний у детей я использовала различные формы работы и организации для формирования элементарной поисковой деятельности:
- сочетала различные методы в комплексе с характером и возможностями детей, применяла индивидуальный подход;
- разработала перспективное планирование поисковой деятельности, циклы занятий;
- составила этапы детского экспериментирования, конспекты занятий.
В целях уточнения и закрепления знаний и представлений детей о природе и развития познания использовала иллюстрационный материал, показ диафильмов, слайдов.
Особое место занимала дидактическая игра. При помощи игр дети научились вычислять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать и группировать, делать выводы, рассуждать, обобщать.
Я придумывала различные варианты игр, вводила дополнительные задания, вопросы поискового характера. Большую роль сыграла познавательная литература природоведческого плана: Б. Житкова, Л. Толстого, Е. Чарушина, С. Есенина, А. Пушкина, В. Бианки, и т.д. Эти произведения оказывали воздействие не только на разум, но и на чувства детей.
Элементарная поисковая деятельность – это совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в процессе познания мира. Она предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.
Большое значение сыграло и сотрудничество с родителями. Но, к сожалению, не все родители придают должное внимание к познавательной деятельности детей, порой сами потребительски относятся к природе.
В беседах и консультациях я давала рекомендации родителям и объясняла, что в процессе поисковой деятельности расширяется кругозор детей. Время на это отводить специально не надо, просто нужно быть немножко внимательнее по дороге в детский сад и обратно, беседовать с детьми, приводить примеры, рассуждать. Ведь в развитии ребенка многое зависит от каждого из нас. Детей с первых шагов нужно учить добру, состраданию, сопереживанию – маме, друг другу, всему живому. И с первых шагов нужно учить беречь природу. Только тогда они будут чувствовать свое единство с ней, свою ответственность за нее.
Планомерная работа в выбранном мною направлении дает положительные результаты. В процессе общения с природой в игровой форме, в поисковой деятельности у детей развивается эмоциональная отзывчивость, формируется желание и умение активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Рекомендуем также:
  • Исследовательская деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возр ...
  • Проект «Формирование экологической культуры детей через опытно-эксперимент ...
  • Выступление на педсовет на тему: Роль дидактической игры в экологическом во ...
  • выступление на педсовет"Роль дидактической игры в экологическом воспитании ...
  • «Словарная работа с детьми в процессе организации НОД и повседневной жизни ...
  • Экспериментальная деятельность в развитии экологической культуры у детей до ...
  • Работа с педагогами
  • Психологическая подготовка детей к обучению в школе



  •  
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    14 декабря 2011 | Распечатать
     
     
      Информация  

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

     
     
       Личный кабинет  
     
    Логин
    Пароль
     
     
         
     
       Опрос  
     
    Как вы считаете нужен ли сайту раздел "Мультфильмы"?

    Безусловно нужен! Развивайте этот раздел! ya_za
    Думаю, да. Считаю этот раздел хорошим дополнением. smile
    Не знаю. В принципе мне все равно. dontknow
    Не думаю, что этот раздел так уж необходим. nea
    Убрать!!! Однозначно!!! ireful
     
         
     
       
       Самые читаемые новости  
      » Картотека домашних заданий - Весна. Изменения в природе ...
    » Папка передвижка Как одеть ребенка весной. Консультация ...
    » Картотека домашних заданий - Весна. Растения луга и сад ...
    » Клипарт на прозрачном фоне - Солнце и радуга
    » Картотека домашних заданий - Ранняя весна
    » Папка передвижка Весенние прогулки с детьми
    » Шаблоны для оформления стендов - Наши весенние именинни ...
    » Папка передвижка Загадки про весну
    » Карточки Эмоции
    » Окружающий мир для детей 6-7 лет

     
         
     
        Календарь новостей  
     
    «    Апрель 2021    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     
     
         
     
        Сейчас на сайте  
       
         
     
        ТОП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ  
      По наградам:
    » Молли (26)
    » INCORA (24)
    » lutiks (22)
    » brigada (21)
    » Анютка (20)
    » limush (20)
    » fantastish (20)
    » baiturina84 (20)
    » helenushka (20)
    » ukatana (20)

    По баллам:
    » Молли (3646очков)
    » INCORA (3036очков)
    » helenushka (2856очков)
    » brigada (2811очков)
    » lutiks (2781очков)
    » limush (2731очков)
    » baiturina84 (2616очков)
    » meranda19 (2606очков)
    » fantastish (2561очков)
    » ukatana (2541очков)
     
         
     


    Яндекс.Метрика

    Rambler's Top100

    Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо Беременность, роды, дети и родители

    Детский поисковик