Друзья сайта  
 

 
     
 
 
   Навигация  
 

Поиск по сайту




Стол заказов



Главная

Помощь по сайту

Заметки и статьи

Папки - передвижки, плакаты...

Шаблоны

Картинки

Раскраски

Наши дети

Детская литература

Аудиосказки

Мультфильмы

Учебные пособия

Методические наработки

Игры для детей

Музыка детям


Сценарии праздников


Новости сайта


Форум

 
     
 

Стихи о любви, поэзия, начинающие писатели



 
  «Социализация личности ребёнка через игровую деятельность»  

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94 ОАО «РЖД»




«Социализация личности ребёнка через игровую деятельность»






Кропоткин, 2013



«Социализация личности ребёнка
через игровую деятельность»





Пособие для практических работников
дошкольных образовательных учреждений.


2013 г.
СОСТАВИТЕЛЬ:
Гаршина А.А., воспитатель НДОУ "Детский сад № 94 ОАО "РЖД".
АВТОРЫ:
Гаршина А.А., воспитатель НДОУ "Детский сад № 94 ОАО "РЖД";
Волоснова Н.В., воспитатель НДОУ"Детский сад № 94 ОАО "РЖД";
Кориневская Р.Г., учитель-логопед НДОУ"Детский сад № 94 ОАО "РЖД".

РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Шарпак Л.А., руководитель Ресурсного центра поликультурного образования, заместитель руководителя Ресурсного центра по внедрению инновационных программ, научной и методической работе НДОУ "Детский сад № 98 ОАО "РЖД";
Бондаренко О.В., воспитатель высшей квалификационной категории НДОУ "Детский сад № 99 ОАО "РЖД" город Новороссийск, член Ресурсного центра поликультурного образования.
«Социализация личности ребёнка через игровую деятельность»: опыт работы воспитателя Гаршиной А.А. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений.
В пособии представлен опыт работы воспитателя по социализации личности ребёнка через игровую деятельность. Рассматриваются практико–ориентированные материалы, охватывающие различные аспекты игровой деятельности, методический инструментарий, позволяющий обеспечить деятельность воспитателя в данном направлении, повысить профессиональное мастерство и развить творческий потенциал педагога, достичь оптимальных результатов в социально-личностном развитии дошкольников в игре.
Материалы данного пособия помогут педагогам подобрать наиболее удачную комбинацию известных методов и приемов организации и проведения игровой деятельности и методов развития социализации личности ребенка - дошкольника.
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5
Основные понятия и термины. 18
Описание основных методов и методик. 20
Сообщение по теме: «Социализация личности через игровую деятельность». Кориневская Р.Г.,
учитель-логопед НДОУ "Детский сад № 94"
ОАО РЖД 29
Игра как одно из средств социализации личности дошкольника. Волоснова Н.В., воспитатель НДОУ "Детский сад № 94" ОАО РЖД 34
Приложение 46
Литература 92





«Игра порождает радость, свободу, покой
в себе и около себя, мир с миром».
Фридрих Фребель
«В игре детей есть часто смысл глубокий».
Шиллер Иоганн Фридрих
«Игра- в значительной степени
основа всей человеческой культуры».
Луначарский А.В.
«Многие детские игры - подражание серьёзной деятельности взрослых».
Корчан Януш

ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития России, в силу различных социально-политических причин общество почти утратило интерес к организации условий, содействующих социальному развитию личности, сензитивности к социализации.

Проблемами социализации личности занимались выдающиеся психологи; Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Л.И. Божович, Эльконин Д.Б., С.П. Рубинштейн.
С.П. Рубинштейн, отмечал, что значимость личности определяется индивидуальным преломлением в ней всеобщего. Исходя из теоретических положений К. Маркса, он разработал наиболее общие методологические принципы психологии. Рассматривая «совокупность всех общественных отношений» и «социальную ситуацию, С.П. Рубинштейн в тоже время придал определяющее значение внутренней позиции самого человека. А.Н. Леонтьев определял личность природой самих порождающих ее отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметно деятельности. В дошкольном возрасте ребенок впервые психологически выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Взрослый здесь начинает выступать не только в конкретно форме, а как носитель общественных функций в системе общественных отношений. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задач, максимально развернуть возможности их роста.
Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Потребность чувствовать себя активной личностью выражается у ребенка стремление быть непохожим на других, обнаруживать самостоятельность поведения, делать по-своему. Огромное влияние на развитие игры доказывает социальная среда. Прежде чем установить взаимосвязь социально среды и игрой деятельности ребенка надо проанализировать такую сложную категорию как личность и ее развитие. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества, в истории развития и эволюции социума, игра тесно переплеталась с магией, культовым поведением. Игра тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Она имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии детей.
Игра как феномен была предметом исследования многих философов. По мнению И. Канта, двойственность реальности, присущая игре как виду деятельности, роднит игру с искусством, которое тоже требует одновременно верить и не верить в реальность разыгрываемого конфликта. Ф. Шиллер считал игру специфически человеческой формой жизнедеятельности: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет. Происхождение игр связывается разными исследователями с магико-культовыми ритуалами или с врожденными биологическими потребностями организма и психики человека.
Изучением игр занимаются историки культуры, этнографы и психологи. Существует несколько концепций в подходе к феномену игры:
• немецкого философа и психолога К. Грооса;
согласно ей игра есть предварительная подготовка к условиям будущей жизни;
• австрийского психолога К. Бюлера,
определяющего игру как деятельность, совершаемую ради получения удовольствия от самого процесса деятельности;
• голландского ученого Ф. Бейтендейка,
рассматривающего игру как форму реализации общих изначальных влечений: к свободе, к слиянию с окружающей средой, к повторению.
З. Фрейд считал, что игра замещает вытесненные желания. Г. Спенсер относился к игре как к проявлению избытка жизненных сил. Иную трактовку игр дает теория “активного отдыха”, развитая немецкими психологами Шаллером, Лацарусом, Штейнталем. Согласно этой теории кроме пассивного отдыха, который мы имеем во сне, мы нуждаемся в активном отдыхе, в иной деятельности, свободной от всего угрюмого и тягостного, что связано с работой. Утомление от работы требует не только психофизической разрядки, но и психического, эмоционального отдыха, который может быть реализован только в активности, но эта активность должна развиваться на психическом просторе. Вот отчего человек нуждается в игре даже тогда, когда у него нет неизрасходованного запаса энергии, он должен играть, даже утомляясь, ибо физическое утомление не мешает глубокому психическому отдыху, источнику энергии. Такая трактовка игры, ее целей и функций, впрочем, как и трактовка Спенсера, разумеется, в большей степени свойственная миру взрослых, хотя совершенно ясно, что понятие игры должно охватывать и игру детей, и игру взрослых. Причем функции игры у детей и взрослых могут быть различны.
Одним казалось, что они нашли источник и основу игры в потребности дать выход избыточной жизненной силе. По мнению других, живое существо, играя, подчиняется врожденному инстинкту подражания. Полагают, что игра удовлетворяет потребности в отдыхе и разрядке. Некоторые видят в игре своеобразную предварительную тренировку перед серьезным делом, которого может потребовать жизнь, или рассматривают игру как упражнение в самообладании. Иные опять-таки ищут первоначало во врожденной потребности что-то уметь или что-то совершать либо в стремлении к главенству или соперничеству. Наконец, есть и такие, кто относится к игре как к невинной компенсации вредных побуждений, как к необходимому восполнению монотонной односторонней деятельности или как к удовлетворению в некой фикции невыполнимых в реальной обстановке желаний и тем самым поддержанию чувства личности Нидерландский мыслитель и историк культуры Й. Хейзинга, предпринявший фундаментальное исследование игры (Homo ludens, «Человек играющий») усматривает ее сущность в способности приводить в восторг, доставлять радость; он определяет ее как «добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь». Игра, существующая не только в человеческом, но и в животном мире не поддается, по Хейзинге, логической интерпретации, это в самом полном смысле слова некое излишество. Однако, данная точка зрения не мешала видеть философу в игре, как высшем проявлении человеческой сущности, основу культуры, а значит и основу развития. Среди отечественных исследователей феномена игры следует Эльконина, Леонтьева, Сухомлинского и др.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игровая деятельность широко используется в практических целях. Распространена специальная «игровая терапия», применяющая развернутые формы игровой деятельности для коррекции возможных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости и др.), для лечения психических заболеваний. В эмпирической психологии игры при изучении игры, так же, как и при анализе других видов деятельности и сознания в целом, долгое время господствовал функционально-аналитический подход. Игра рассматривалась как проявление уже созревшей психической способности. Исследователь К.Д.Ушинский видел в игре проявление воображения или фантазии, приводимые в движение разнообразными эффективными тенденциями. А.И.Сикорский связывал игру с развитием мышления. Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький; «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В любом случае, большинство характеристик игры уже показывают, как важна игра для развития человека, особенно, для развития ребенка, совершенствования его психических, физических и других способностей. Так или иначе, но утверждение о том, что присущая игре быстрая смена ситуаций, их нестандартный характер и необходимость приспособления к ним играющего делает ее важнейшей составной частью обучения и воспитания, невозможно оспорить.
Непременной составляющей частью большинства игр являются игрушки – предметы на которых направлена деятельность играющего.
Игра – во многом, самая любимая деятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития. Ребенок в своем развитии проходит несколько стадий и на некоторых из них (например, дошкольный возраст), игра выступает ведущим видом всей деятельности.
В ходе работы с детьми важно учитывать их стремление к игре, стремление ориентировать свою деятельность на игру.
Игровая деятельность способствует формированию фантазии, воображения, приобщают их к миру прекрасного, успешней развивает творческие способности, эстетические чувства. Дети становятся добрее, учатся жить. И задача взрослых показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.












Основные понятия и термины в описании педагогического опыта.
Игра - это особая самостоятельная творческая деятельность детей.
Игровая группа - это группа детей, возникающая на основе избирательной симпатии.
Ролевая игра - это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщающей форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Сюжетная игра - детская игра, в которой ребёнок действует по определённому сценарию и воспроизводит в основных деталях сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок, и т.д.
Социализация - процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включённости в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
Игрушка - предмет, предназначенный для игры, воссоздаёт реальные и воображаемые предметы, образы, служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.






Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.
"Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка" /Русскова Л.В/.
Процесс руководства сюжетно-ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым.
Исходя из этого принципа можно выделить
3 группы методов:

• I группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения; экскурсии (первичная, повторная, завершающая); встречи с людьми разных профессий; эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседу; беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.
• II группа - это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.
Педагог учитывает индивидуальные особенности ребёнка если он уверен в себе важно научить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив и нерешителен нужно поддержать любую инициативу.
В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры используются также поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); беседы; поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий.
Такие необходимые ребенку умения, как определение для себя роли и доведение ее до конца игры, формируют путем советов, индивидуальных заданий, поручений; привлечения иллюстративного материала, чтение отрывков из литературных произведений, характеризующих то или иное действующее лицо; индивидуальных бесед по поводу роли; изготовления вместе с ребенком элементов костюма для его роли.
Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому педагог должен хорошо изучить характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогать детям лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Для решения этой задачи можно использовать такой прием, как проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.
• III группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приемы, как совместное выполнение воспитателем и детьми построек; рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим метро» и др.; подбор материала для обыгрывания построек.
Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др.), из тонкого картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины и др.); использование тематических заданий: сделать красивую мебель для новоселов, карусели и другое оборудование для детской площадки (игра "Строительство города") и т. п.
Немаловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы - заместители (кирпичик вместо мыла и т.д.),чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра.


Актуальность педагогического опыта.
Основой всестороннего развития личности является оптимальная социализация дошкольника (Е.О.Смирнова). По мнению В.П. Зинченко, Л.В. Коломийченко, B.C. Мухиной, Д.И. Фельдштейна, социализация включает познание человеком социального пространства, овладение умениями межличностного общения, приобретение нравственных качеств. Социализация дошкольника определяет будущие свойства личности, состоящие в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, которые имеют в системе мотивов индивидуальную выраженность. Получая в игровой деятельности от воспитательного микросоциума позитивные социально-нравственные образцы и пропуская их через сознание, чувства и переживания, ребенок осваивает социальный опыт, культуру общества.
Игровая деятельность позволяет развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, соблюдать игровые правила и выполнять различные игровые действия, требующие хотя бы незначительной физической подготовки или элементарного владения телом. Позволяет накапливать необходимый ребёнку жизненный опыт, решать сложные логические и моральные задачи. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Игровая деятельность, как никакая другая, способствует объединению, сплочению детского коллектива, помогает наладить устойчивую взаимосвязь педагог - ребёнок - семья.
В игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

«Социализация личности через игровую деятельность».

Кориневская Р.Г.,
учитель-логопед
НДОУ "Детский сад № 94"
ОАО РЖД


Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передаёт социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передаёт общество.
Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д.
Социализация – это процесс посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы.
Процесс социализации ребёнка–дошкольника – это создание единой развивающей среды взаимодействия ДОУ и семьи. Игра – важнейшее средство социализации дошкольников.
Особенности периода дошкольного детства (классификация игры) .
Игра – ведущая деятельность дошкольника. Ребёнок обладает огромными возможностями и способностями к познанию. Через игры дошкольники усваивают определённый объём материала, развивают графические навыки, внимание, память, мышление, речь и т. д.
Формирование речи ребёнка – важнейший фактор социализации.
Коррекционно-логопедическая игра – это вид деятельности, с выраженным коррекционным, воспитательным, познавательным развивающей направленностью, целенаправленно используемой в логопедической работе для формирования, восстановления и совершенствования речевых, неречевых и психических функций. В процессе проведения коррекционной игры проявляется зависимость развития речи детей от степени формирования неречевых функций: чем более развиты у ребёнка неречевые функции, тем выше у него развитие речи.
Цели и задачи коррекционно–логопедической игры.
• Повышение коммуникативной активности дошкольника;
• Улучшение речевых возможностей ребёнка;
• Устранение недостатков произношения;
• Развитие лексико–грамматического строя речи;
• Обогащение словаря детей;
• Развитие мелкой моторики рук и закрепление графических навыков.
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский.
Подготовительный период подготовки руки к письму: развитие координации движения пальцев. Игры и упражнения.
Пальчиковые игры: «Домик», «Замок», «Дружба»…
Результативность:
• Активизация психических процессов: внимание, память, мышление, фантазия;
• Расширение словарного запаса;
• Улучшается чистота речи;
• Умение пользоваться карандашом;
• Развитие важных качеств человеческой личности:
- способность сотрудничать в коллективе;
- быть коммуникабельным;
- сочувствовать другим, сопереживать;
- развить творческие способности ребёнка.
Информационные ресурсы.
"Игра как одно из средств социализации личности дошкольника.
Знакомим дошкольника с железной дорогой и профессиями магистрали в игре."
Волоснова Н.В.,
воспитатель
НДОУ "Детский сад № 94"
ОАО РЖД

Детей в дошкольном возрасте привлекают орудия и предметы труда взрослых, их деятельность.
Ребенок с удовольствием возится с большой лопатой, которой дворник сгребает снег на участке детского сада; он просит у плотника настоящий инструмент, чтобы только подержать его в руках. А какое огромное удовольствие доставляет ему возможность дотронуться до руля автомобиля и покрутить его! Это желание ребенка делать то, что делают взрослые, и действовать теми же орудиями труда, которыми работают взрослые, и есть свидетельство стремление ребенка жить общей со взрослыми жизнью, участвовать в их работе.
В чем же может осуществить это свое стремление малыш? В ролевой игре. Именно в ролевой игре ребенок в особых, создаваемых им самим игровых условиях, самостоятельно воспроизводит общественные и трудовые функции взрослых. Ролевая игра дошкольника — своеобразная форма участия их в жизни взрослых.
Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая трудовой деятельности и взаимоотношениям взрослых людей, ребенок проникается их чувствами, содержанием их труда, усваивает законы общества, в котором он живет.
Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, в которой живут дети, быта семьи, географических и производственных условий, их окружающих. Старая добрая игра в дочки — матери в наши дни трансформировалась в игру с куклой Барби, в которой с обезоруживающей непосредственностью представлена вся шкала ценностей, присутствующих во взрослом мире в более закамуфлированном виде. Игре в войну не одна сотня лет, и она вполне может быть причислена к «игровым универсалиям». Конкретное содержание этой игры — кто с кем воюет, каким оружием и как организуются игровые действия — всецело определяется историческим моментом. Сегодня наши дети играют не в «красных» и «белых», а в «спецназ» и «террористов». Игра — старая, образ войны — новый. Самостоятельно дети выбирают для игры те повседневные сюжеты или те занятия взрослых, которые воспринимаются ими как неотъемлемая часть окружающего мира, которые наиболее интересны и насыщены с точки зрения человеческих отношений. Воспитанники детского сада, чьи родители работают на ЕлАЗе, с увлечением играют с машинками, возводят из конструкторов цеха завода, маркеты по продаже автомобилей. Дети, воспитывающиеся в семьях нефтяников, свободно владеют терминами «скважина», «качалка», «подъемник»; умеют играть с макетами нефтяных скважин и включают их в сюжеты ролевых игр.
Но в нашей педагогической деятельности важно не только, во что дети играют, но и как играют. Поясню это на примере. Ребенок едет верхом на лошадке. Сам он преобразился в наездника, а лошадку изображает обычная гимнастическая палка. Он весело играет, скачет на палочке, погоняя ее прутиком. Но вот ребенку надоело скакать, он бросает палку и бежит к другому увлекшему его предмету. И другой ребенок, играющий в ту же игру, подъезжает к углу комнаты, ставит свою «лошадку», идет в другой угол, берет там ведерко, подходит к «лошадке» и, подставляя ведерко к ее «голове», говорит: «На, пей, поработала, теперь попей». После того, как палочка лошадка «попила», мальчик кладет перед ней кубик, изображающей сено, поглаживает «лошадку» и уходит от нее со словами: «Ты отдохни, а я пойду на работу». В этой игре, сходной по сюжету с предыдущей, существенно важно то, что ребенок выразил заботу о лошади, накормил и напоил ее, не бросил, а поставил ее на место, т.е. позаботился. Оба мальчика, взяв на себя роль наездника, отобразили в игре отношение его к лошади: в первом случае — безразличное, во втором — заботливое.
Многолетний опыт работы в дошкольных учреждениях позволяет нам сделать вывод: игра по — разному влияет на воспитание ребенка зависимости от того, что именно, какие черты поведения людей отображаются в ней. Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что мы хотим увидеть впоследствии и в его собственном поведении. Доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду — все это должно быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре.
В младшем дошкольном возрасте ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, затем отношения между людьми. Наконец, ребенок старшего дошкольного возраста в игре «схватывает» общественную сущность деятельности взрослых. В этом выражается все более глубокое знакомство с жизнью окружающих его взрослых людей. Игра через свое содержание выводит ребенка за пределы узко семейного круга.
Подражая взрослым, ребенок практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Вместе с этим, он сам проникается соответствующим отношением к другим людям. Если ребенок в игре жестоко обращается со своей куклой, грубо разговаривает с «пассажирами», которых он «перевозит», не согласует своих действий с другими играющими, не уступает другим детям игрушку, небрежно относится к своим игрушкам, то у ребенка образуются сначала плохие привычки, а затем появляются отрицательные черты характера: эгоизм, неряшливость, упрямство.
Наоборот, если в игре ребенок ласков со своей куклой, всегда убирает игрушки, выполняет взятые на себя в игре обязанности и подчиняется игровым правилам, то у такого ребенка в игре развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, дисциплинированность, общительность и другие ценные качества. Вот почему далеко не безразлично, во что и как играют дети. Взрослым важно помнить и о том, что вмешательство в детскую игру требует большого такта. Это следует делать только в тех случаях, когда игра представляется нежелательной, вредной в воспитательном отношении, или в тех случаях, когда ребенок исчерпал свои возможности, много раз повторяет одни и те же действия, и игра начинает надоедать ему.
Ролевая игра — очень мощное средство социализации личности дошкольника. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют наши воспитанники, играя, — в значительной степени зависит от нас, педагогов дошкольного учреждения. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают к аналогам сюжетно — ролевой игры, по-взрослому именуемой ими «деловой».






ВЫВОДЫ

Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.
Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.
Различные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:
1.Ведущая деятельность дошкольного возраста игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.
2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.
3. Игровая деятельность проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом, сложными правилами, требует от детей высокой двигательной активности и хорошо развитых двигательных навыков.
4. Игра в детском саду должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в играх детей.
На основе выводов можно дать следующие рекомендации:
1. Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, спортивное оборудование, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время игровой деятельности.
2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и специальных движений и др.






















ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Игры на железнодорожную тематику

N Название, источник, цель игры, оснащение Ход игры
1 Не ошибись.
Развивать скорость мышления. Закреплять знания о содержании деятельности железнодорожников в разное время суток.
Мяч небольшой, легкий. Дети стоят полукругом. Ведущий называет часть суток и бросает ребенку мяч. Поймав его, ребенок называет какое-либо занятие, действие, которое совершают железнодорожники в это время.
2 Найди такой же.
Учить сравнивать предметы, находить их характерные признаки. Закрепить знания о профессии машиниста, помощника машиниста, сходство и различие. Воспитывать наблюдательность.
Несколько пар одинаковых электровозов. Дети по сигналу воспитателя ищут одинаковые электровозы.
3 Новоселье локомотива.
Закрепить знания о работниках локомотивного депо. Упражнять в употреблении и понимании обобщающих слов: депо, цех, подвижной состав. Дети строят цех для нового поезда, ищут нужный предмет, называют тех, кто там работает.
4 Железнодорожная связь.
Познакомить детей с теми, кто обеспечивает связь на железной дороге. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь.
Микрофон. Дети рассказывают о наиболее характерных особенностях в железнодорожной связи: селектор, радио, рация.
5 Кассир, ревизор, пассажир.
Закреплять умение квалифицировать и называть предметы профессии, необходимые для поездки на железнодорожном транспорте.
Мяч. Воспитатель передает мяч со словами: "Мы пассажир. Что тебе необходимо для поездки?" Ребенок должен назвать предмет и передать мяч другому ребенку.
6 Дополни предложение.
Развивать речевую активность, быстроту мышления, знания о железнодорожном транспорте. Дети находят и называют такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Можно добавлять только одно слово. Например: "Ревизор проверяет: билет"
7 Было - будет.
Уточнять представления о прошлом, настоящем, будущем на железной дороге.
Мяч. Дети стоят полукругом. Воспитатель бросает им мяч: "Было - паровоз, есть -электровоз, будет:"
8 Закончи предложение.
Учить понимать причинные связи. Упражнять в правильном подборе слов на железнодорожную тематику. Воспитатель поднимает руку. Имитируя стрелку, предложение заканчивает тот, на кого укажет стрелка. "Я работаю машинистом, чтобы:"
9 Локомотив.
Развивать слуховое внимание, активировать словарь, мышление.
Игрушечный поезд. Дети сидят кружком на ковре. Они классифицируют виды железнодорожного транспорта по особенностям перевозок.
10 Только на эту букву.
Закреплять знания о букве и звуке, воспитывать звуковое внимание. Воспитатель называет слово "паровоз". Ребенок должен назвать слово на любую букву из этого слова, связанное с железнодорожным транспортом.
11 Чья одежда?
Воспитывать интерес к людям железнодорожных профессий.
Набор картинок, фишки. По рабочей одежде дети определяют профессию железнодорожника, находят нужную картинку и показывают ее. За правильный ответ - фишка.
12 Собери картинку
Упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей.
Разрезные картинки по железнодорожной тематике. За определенное время дети должны правильно собрать из частей целую картинку.
13 Кому что нужно?
Упражнять в квалификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям в железнодорожной профессии. Воспитатель называет профессию, дети отвечают, что нужно этому человеку. Например, "сигналист -флажок"
14 Путешествие по депо.
Закреплять знания детей о том, кто работает в депо и что там делают.
Набор сюжетных картинок. Группа делится на две команды. Дети по сигналу отбирают только те картинки, которые соответствуют работе в депо.
15 Кто кем будет?
Развивать умственные способности, мышление и память. Воспитатель спрашивает детей, кем они хотят стать, когда вырастут и будут работать на железной дороге, и чем они будут заниматься.
16 Бывает - не бывает.
Развивать воображение, логику мышления.
Мяч. Воспитатель бросает мяч, произнося фразу, а ребенок должен ловить его или нет. Если то, что сказал воспитатель, действительно бывает, то ребенок ловит мяч и не ловит его, если того не бывает. Например: "Машинист управляет составом", "Состав управляет машинистом".
17 Подбери нужные слова.
Учить подбирать определенные по смыслу слова (прилагательные), соотносить слово-действие.
Палочка. Воспитатель называет слова на железнодорожную тематику, а дети - характеризующее слово. "Поезд - быстрый, скорый, пассажирский и т.д."
18 Где мы были, мы не скажем.
Развивать находчивость, умение перевоплощаться. Дети имитируют действия людей разных профессий железнодорожников так, чтобы окружающие узнали и назвали профессию.
19
Кто больше знает?
Развивать память, обогащать знания о предметах, воспитывать находчивость.
Предметные картинки. Дети сидят на ковре, воспитатель показывает картинку с изображением железнодорожного транспорта, вокзалов, работников магистрали. Дети подробно рассказывают о них.

20 Где был Петя?
Активизировать процессы мышления, внимания, памяти.
Куклы Петя. К детям приходит кукла Петя и загадывает загадки о своем путешествии на поезде.

2. "Игры народов мира"
Значение подвижных игр для социализации личности ребёнка огромно. А если к этому прибавить образовательную составляющую, то игра становится таким же обучающим инструментом, как и НОД. Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.
Я предлагаю вашему вниманию необычное и веселое погружение ребенка в разнообразие игр народов мира, которое создаёт интересное и очень веселое знакомство детей с разными мировыми культурами.
В течение учебного года дети играют в подвижные игры разных народов. Это страны, где представлены различные культуры – Русские народные игры и забавы, Украинские игры, Американские, игры стран Азии, Африканского континента и стран Европы.



























1. Хлебец (Хлибчик)
Цель игры: развитие внимания, ориентировки в пространстве, укрепление мышц ног. Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется «хлибчиком».
— Пеку-пеку хлибчик, — выкрикивает хлибчик.
— А выпечешь? — спрашивает задняя пара.
— Выпеку!
— А убежишь?
— Посмотрю!
С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если ему это удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке.

2. Квач
Количество игроков от 3 и более. Для игры потребуется мяч и игровое поле с оговоренными или очерченными границами. Правила игры квач достаточно просты. Выбирается один водящий, который бегает с мячом стараясь попасть им в убегающих. Тот в кого он попал становиться на его место.
Игрокам не разрешается трогать, пинать или отбивать, упавший на землю мяч. Игрокам не разрешается забегать за установленные границы игрового поля кроме водящего (за мячом). Если игрок выбегает, то становится на место водящего.
Одна из разновидностей игры в квач предполагает такие правила: водящий должен попасть мячом во всех игроков и последний игрок, в которого он попадёт становиться победителем, а первый водящим.

3. Колокол
Взявшись за руки, играющие образуют круг. Водящий, выбранный по считалке, становится внутри круга. Налегая на руки составляющих круг, он старается разъединить их, приговаривая: «Бов». Повторяет это до тех пор, пока не разомкнет чьи-либо руки, после чего убегает, а двое разомкнувших руки ловят (салят) его. Поймавший становится водящим.
Правила.
Водящий должен разъединить руки стоящих в кругу без помощи своих рук. Водящего можно салить, пока он не отбежит от круга на условленное расстояние. Вариант (записан в Винницкой области в 1948 г.). Водящий, который стоит в середине круга, закрыв лицо руками, склоняется над соединенными руками («воротами») двух игроков и спрашивает: «Чьи это ворота?» Ему отвечают, например: «Петра». А ворота это чьи?» - «Тараса» и т. д.
Потом водящий подходит к любым «воротам» и просит:
«Пустите меня». - «Не пустим!» Он идет еще к двум-трем «воротам». Наконец выкрикивает: «Бей, колокол, бей! Тучу разбей!» - и пытается прорваться через какие-нибудь «ворота». При удаче убегает, а двое, через «ворота», которых он прорвался, догоняют его. Догнавший становится водящим.
4. Волк и козлята
Для игры подойдёт игровая площадка 15-20 метров.
На ней чертится круг 4-8 метра диаметром, и за его пределами ещё кружочки диаметром 1 метр на расстоянии 1-2 метра.
Маленькие кружочки это домики для козлят. Кружочков чертится на один меньше, чем игроков-козлят. По считалочке выбирают волка. В начале игры волк становится за пределами большого круга, а козлята внутри круга. На счёт три все козлята выбегают из круга и занимают домики.
Тот козлёнок, которому не достался домик, бегает от волка между большим кругом и домиками. Волк должен поймать козлика, но если козлёнок обежит круг 3 раза, то погоня прекращается и все остаются на своих местах. Если волк поймает козлёнка, то они меняются местами и игра начинается заново.











1. "Аист и Лягушка".
В эту японскую игру могут играть 4 человека и более. Для этого необходимо нарисовать на асфальте большое озеро с бухтaми, островами и мысами. Игроки выбирают одного ведущего-"аиста", а остальные все игроки становятся "аистами".
“Лягушки ” сидят в "воде", не имея права выбраться на "сушу".
"Аист" должен ходить по берегу и пытаться поймать “лягушку”. “Аист” имеет право прыгать с “острова” на “остров”, но не может заходить в “воду”. Последняя пойманная "лягушка" - становится “аистом”.

2. "Белая палочка".
В "Белую палочку"(Таджикистан) могут играть более 10 человек.
Участники должны выбрать по считалке ведущего, разделиться на 2 равные команды и выбрать место для белой палочки. Затем ведущий должен незаметно спрятать палочку, а игроки - искать ее. Нашедший палочку несет ее в выбранное место, а в это время игроки другой команды пытаются ему помешать. Палочку можно передавать участникам своей команды.







3. "Статуя".
Статуя - армянская игра для 5 - 20 человек.
Игроки делятся на ловцов и убегающих. На каждые 5 человек назначают одного ловца, на 20 человек — четверых ловцов. По назначению ведущего ловцы выходят за пределы поля, а убегающие свободно располагаются на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них поймать.
Пойманный должен тут же остановиться замереть на месте в том положении, в котором его поймали. Того, кто замер, может «освободить» любой игрок, коснувшись его. Игра заканчивается, когда будут пойманны все игроки. После этого выбирают новых ловцов, и игра продолжается.
Убегающий, по инерции
выбежавший за пределы поля,
считается выбывшим из игры.




1. "Вытащи платок".
Вытащи платок - это азербаджанская игра, в которую играют 10 и более человек.
Инвентарём служат платки. Две команды выстраиваются друг против друга на некотором расстоянии. Между ними проводится черта. У каждого сзади за пояс заткнут носовой платок или косынка. По жребию одна из команд становится водящей. По команде судьи дети двигаются вперед (водящие стоят на месте), переходят черту, и тут судья кричит: «Огонь!» Игроки бегут обратно, а противники (водящие) стремятся их догнать, чтобы вытащить из-за пояса платок. Затем команды меняются ролями.

2. Таяк-зынды.
Туркменская игра, в которой чертится круг диаметром примерно метр. В круг кладётся палка.
По жребию или считалке выбирается водящий.
Один из игроков бросает палку из круга в любом направлении как можно дальше. Водящий должен ее разыскать и положить в круг. Остальные игроки в это время прячутся.
После того, как водящий найдет и положит на место палку, он ищет игроков. Найденные игроки стараются раньше водящего добежать до круга и коснуться палки. Игрок, найденный последним и прибежавший после водящего, становится водящим. Прежний водящий бросает палку и игра начинается вновь.
Дополнительные правила:
*игроки могут выбегать из-за укрытия раньше, чем водящий их обнаружит
* если все игроки коснутся палки раньше, чем водящий, то игра возобновляется и водящим остается прежний игрок.



1. "Три камешка" (Франция).
Для игры нужны камешки или мелкие предметы которые можно зажать в кулаке. На каждого игрока приходится по три камня.
Правила игры в три камешка для двух игроков.
Игроки берут по три камешка и прячут их за спиной. Первым начинает ход игрок, выбранный жребием. По сигналу они вытягивают вперёд кулак, зажав в нём 1, 2, 3 камешка или ничего. Затем каждый по очереди говорит, сколько, по его мнению, камешков в кулаках у него и его противника, причём сумма камешков не должна совпадать, например, если первый игрок говорит шесть, то второй игрок может назвать любую сумму (5,4,3,2,1,пусто), кроме шести. Далее игроки разжимают кулаки и смотрят, кто прав. Если никто не угадал, игра продолжается, а если кто-то выиграл то, он выбрасывает один камешек.
Победителем становится тот, кто три раза назвал правильную цифру и избавился от всех камешков.
Интерес этой игры состоит в том, что для неё нужны здравый смысл, расчёт возможных ходов, интуиция, наблюдательность и победить в ней может каждый и не обязательно самый умный.
2. Пожарная команда (Германия).
Играют 10 и более человек.
Стулья по числу игроков устанавливаются по кругу, спинками внутрь. Играющие (пожарные) прохаживаются вокруг этих стульев под звуки музыки (удары бубна, барабана). Как только музыка замолкает, игроки должны положить на стул, около которого остановились, предмет одежды. Игра продолжается. Когда каждый участник снимет 3 предмета (они оказываются на разных стульях), звучит сигнал тревоги: «Пожар!». Игроки должны быстро отыскать свои вещи и надеть их. Кто быстрее всех оденется, становится победителем.


1. Горелки.
Это, можно сказать, «классика жанра». Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо -
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три - беги!!!
Другой вариант:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара, беги!
В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой - справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки.
Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.
2. Мороз - Красный нос.
По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки.
Водящий, т.е. Мороз - Красный нос, встает посреди площадки и говорит:
Я Мороз - Красный нос,
Всех морожу без разбора.
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится
В дальний путь пуститься!
Играющие в ответ скандируют:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте. По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.


3. Волк в кругу.
Количество участвующих может быть как угодно велико. Дети собираются на просторном дворе.
На полу или земле очерчивают круг и, выбрав по жребию из своей среды волка, помещают его внутри очерченного круга.
Участвующие в игре дети врываются в круг и стараются выбежать из него, не будучи запятнаны волком, который норовит изо всех сил запятнать их.
Потерпевший меняется ролями с волком и становится на его место в круг. Игра эта — не сложная, доставляющая детям большое развлечение. Главный элемент, входящий в нее — бег.

4. Игра - "Два Мороза".
На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два "дома". Играющие располагаются в одном "доме". Выбираются два "мороза": Синий нос и Красный нос. По сигналу "морозы" говорят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые,
Я – Мороз Красный нос,
Я - Мороз Синий нос.
Кто из Вас решится
В путь дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После слова "мороз" все играющие перебегают в "дом" на противоположной стороне площадки, а "морозы" стараются их "заморозить", коснувшись кого-нибудь рукой.






1. "Поезда"
Аргентинская игра для семи и более человек. Перед игрой участники делятся на водящего "паровоз" и остальных игроков "вагоны". На большой площадке игроки, каждый себе "строят депо" очерчивая небольшой круг.
В середине площадки стоит водящий - паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного игрока к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим паровозом.







2. «Сплетни»
Сплетни - это американская игра похожая на испорченный телефон. Игра в сплетни это не только забавная игра для детей, но и хорошая демонстрация того, что происходит с информацией, когда она передается из уст в уста.
Правила очень простые. Игроки выстраиваются в ряд или в круг. Первый игрок придумывает одно или несколько предложений и пишет их на листе бумаги. Потом запоминает текст и убирает листок в сторону и говорит то, что он запомнил следующему игроку шёпотом. Следующий игрок делает то же самое. Итак по кругу, пока не дойдёт очередь до последнего игрока. Последний игрок говорит всем вслух то, что у него получилось и сравнивается с тем, что было написано на листе в самом начале. Результат обычно всех очень веселит. Игра подходит и для детей, и для взрослых.

3. Больная кошка (Бразилия).
Играют более пяти человек.
Ход игры. Один игрок – это здоровая кошка, которая старается поймать всех остальных. Каждый игрок, которого запятнали, должен положить руку точно на то место, где его запятнали. Он становится тоже кошкой, но больной и помогает здоровой кошке при ловле. Больная кошка может пятнать только здоровой рукой. Игрок, которого не запятнали, побеждает. Он становится здоровой кошкой на следующий круг.

















1. Буйволы в загоне (Судан)
Играют 10 и более человек.
Ход игры. Игроки встают в круг и берутся за руки. Два-три игрока стоят в центре. Это буйволы. Их задача – вырваться из круга. Они с разбегу пытаются прорвать круг, подняв вверх руки. Грубые приёмы не разрешаются. Если не удалось прорваться в одном месте, они пытаются делать это в другом. Если это им удаётся, буйволами становятся те игроки, которые не сумели сдержать их.
2. Африканские салки по кругу (Танзания)
Играют 10 и более человек.
Инвентарь: лист от дерева.
Игроки встают в круг лицом к центру. За их спинами ходит водящий и дотрагивается до ладоней игроков листом. Затем он кладёт лист кому-нибудь в руку и бежит. Игрок с листом – за ним. Если водящий пробежит круг и его не догонят, он встанет на свободное место, а преследовавший его игрок становится новым водящим.






1. Хороводная игра «Родничок».
Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:
Разлился родничок,
Золотой рожок.
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой.
У-ух!
По мхам. по болотам,
По гнилым колодам.
У-ух!
Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.
2. Хороводная игра «Березка».
Дети ставновятся в круг и поют:
Березка белена,
Маковка зелена,
Летом мохнатенькая,
Зимой сучковатенькая,
Где она стоит,
Там и шумит.
Девочка «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают:
Березка зелененькая,
Весной веселенькая,
Среди поля стоит,
Листочками шумит,
Гремит, гудит,
Золотым венчиком звенит,-
«березка» изображает шум листьев, движение веток, — она шуршит платьем, машет над головой платками.
Под приговор: «А осенью корни у березки усыхают, листочки опадают!» — девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.
Эта старинная хороводная игра Калужской области.


3. Картотека сюжетно-ролевых игр
Собираемся на прогулку
Цель: разви¬вать у детей умение подби¬рать одежду для разного сезона, научить правильно назы¬вать элементы одежды, закреп-лять обоб¬щен¬ные поня¬тия «одежда», «обувь», воспи¬ты¬вать забот¬ли¬вое отно¬ше¬ние к окружающим.
Обору¬до¬ва¬ние: куклы, одежда для всех пери¬одов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкаф¬чик для одежды и стульчик.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: в гости к детям прихо¬дит новая кукла. Она знако¬мится с ними и хочет поиграть. Но ребята соби¬ра¬ются на прогулку и пред-ла¬гают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята пред¬ла¬гают ей свою помощь. Дети достают из шкаф¬чика кукольную одежду, назы¬вают ее, выби¬рают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспи¬та¬теля в правильной после¬до¬ва¬тельности они одевают куклу. Затем дети одева¬ются сами и выхо¬дят вместе с куклой на прогулку. По возв-ра¬ще¬нии с прогулки дети разде¬ва¬ются сами и разде¬вают куклу в нужной последовательности, коммен¬ти¬руя свои действия.






Магазин
Цель: научить детей клас¬си¬фи¬ци¬ро¬вать пред¬меты по общим признакам, воспи¬ты¬вать чувс¬тво взаимопомощи, расши¬рить словар¬ный запас детей: ввести поня¬тия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изоб¬ра¬жа¬ющие товары, кото¬рые можно купить в магазине, распо¬ло¬жен¬ные на витрине, деньги.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям размес¬тить в удоб¬ном месте огром¬ный супер¬мар¬кет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булоч¬ная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самос¬то¬ятельно расп¬ре¬де¬ляют роли продавцов, кассиров, торго¬вых работ¬ни¬ков в отделах, рассор¬ти¬ро¬вы¬вают товары по отде¬лам – продукты, рыба, хлебо¬бу¬лоч¬ные изделия, мясо, молоко, быто¬вая химия и т. д. Они прихо¬дят в супер¬мар¬кет за покуп¬ками вместе со своими друзьями, выби¬рают товар, сове-ту¬ются с продавцами, расп¬ла¬чи¬ва¬ются в кассе. В ходе игры педа-гогу необ¬хо¬димо обра¬щать внима¬ние на взаимо¬от¬но¬ше¬ния между продав¬цами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отде-лов и това¬ров может быть в супермаркете.






Игрушки у врача
Цель: учить детей уходу за больными и пользо¬ва¬нию меди¬цин¬с-кими инструментами, воспи¬ты¬вать в детях внимательность, чуткость, расши¬рять словар¬ный запас: ввести поня¬тия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игру¬шеч¬ные зверята, меди¬цин¬с¬кие инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача. Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает поиграть, выби¬ра¬ются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игру¬шеч¬ных зверю¬шек и кукол, прихо¬дят в полик¬ли¬нику на прием. К врачу обра¬ща¬ются паци¬енты с различ¬ными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прище¬мила дверью пальчик и т. д. Уточ¬няем действия: Доктор осмат¬ри¬вает больного, назна¬чает ему лечение, а Медсес¬тра выпол¬няет его указания. Неко¬то¬рые больные требуют стаци¬онар¬ного лечения, их кладут в больницу. Дети стар¬шего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специ¬алис¬тов – терапевта, окулиста, хирурга и других извес¬т¬ных детям врачей. Попа¬дая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспи¬та¬тель обсуж¬дает с детьми, можно ли было этого избежать, гово¬рит, что нужно с большей забо¬той отно¬ситься к своему здоровью. В ходе игры дети наблю¬дают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, изме¬ряет температуру. Воспи¬та¬тель оценивает, как дети обща¬ются между собой, напо¬ми¬нает о благодарности врачу.
Аптека
Цель: расши¬рить знания о профес¬сиях работ¬ни¬ков аптеки: фарма¬цевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заве-ду¬ющая апте¬кой зака¬зы¬вает нужные травы и другие препа¬раты для изго¬тов¬ле¬ния лекарств, расши¬рить словар¬ный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игру¬шеч¬ное обору¬до¬ва¬ние аптеки.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: прово¬дится беседа о том, люди каких профес¬сий рабо-тают в аптеке, чем занимаются. Знако¬мимся с новой ролью – Заве¬ду¬ющей аптекой. Она прини¬мает от насе¬ле¬ния лекар¬с¬т¬вен-ные травы и пере¬дает их Фармацевтам, чтобы они приго¬то¬вили лекар¬с¬т¬вен¬ные препараты. Заве¬ду¬ющая помо¬гает Работ¬ни¬кам аптеки и Посе¬ти¬те¬лям разоб¬раться в затруд¬ни¬тельных ситуациях. Лекар¬с¬тва выда¬ются строго по рецептам. Роли дети расп¬ре¬де-ляют самостоятельно, по желанию.





День рождения Степашки.
Цель: расши¬рить знания детей о спосо¬бах и после¬до¬ва¬тельности серви¬ровки стола для праз¬д¬нич¬ного обеда, закре¬пить знания о столо¬вых предметах, воспи¬ты¬вать внимательность, заботливость, ответственность, жела¬ние помочь, расши¬рить словар¬ный запас: ввести поня¬тия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».
Оборудование: игрушки, кото¬рые могут прийти в гости к Степашке, столо¬вые пред¬меты – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: воспи¬та¬тель сооб¬щает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, пред¬ла¬гает пойти к нему в гости и позд-ра¬вить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и позд-рав¬ляют его. Степашка пред¬ла¬гает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно учас¬т¬вуют в этом, с помощью воспи¬та¬теля серви¬руют стол. Необ¬хо¬димо обра¬щать внима¬ние на взаимо¬от¬но¬ше¬ния между детьми в процессе игры.








Строим дом.
Цель: позна¬ко¬мить детей со стро¬ительными профессиями, обра-тить внима¬ние на роль техники, облег¬ча¬ющей труд строителей, научить детей соору¬жать пост¬ройку неслож¬ной конструкции, воспи¬тать дружес¬кие взаимо¬от¬но¬ше¬ния в коллективе, расши¬рить знания детей об особен¬нос¬тях труда строителей, расши¬рить словар¬ный запас детей: ввести поня¬тия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: круп¬ный стро¬ительный материал, машины, подъем¬ный кран, игрушки для обыг¬ры¬ва¬ния постройки, картинки с изоб¬ра¬же¬нием людей стро¬ительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д. Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям отга¬дать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом) ». Воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям пост¬ро¬ить большой, прос¬тор¬ный дом, где бы могли посе¬литься игрушки. Дети вспоминают, какие бывают стро¬ительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они расс¬мат¬ри¬вают изоб¬ра¬же¬ния стро-ите¬лей и расс¬ка¬зы¬вают об их обязанностях. Затем дети дого¬ва¬ри-ва¬ются о пост¬ройке дома. Расп¬ре¬де¬ля¬ются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подво-зят стро¬ительный мате¬риал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе стро¬ительс¬тва следует обра¬щать внима¬ние на взаимо¬от¬но¬ше¬ния между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самос¬то¬ятельно играют.
Зоопарк
Цель: расши¬рить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспи¬ты¬вать любовь, гуман¬ное отно¬ше¬ние к животным, расши¬рить словар¬ный запас детей.
Оборудование: игру¬шеч¬ные дикие звери, знако¬мые детям, клетки (из стро¬ительного материала, билеты, деньги, касса.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспи¬та¬тель сооб¬щает детям, что в город приехал зоопарк, и пред¬ла¬гает сходить туда. Дети поку¬пают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там расс¬мат¬ри¬вают животных, расс¬ка¬зы¬вают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обра¬щать внима¬ние детей на то, как надо обра¬щаться с животными, как ухажи¬вать за ними.













Детский сад
Цель: расши¬рить знания детей о назна¬че¬нии детс¬кого сада, о профес¬сиях тех людей, кото¬рые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музы¬кального работника, воспи¬тать у детей жела¬ние подра¬жать дейс¬т¬виям взрослых, забот¬ливо отно¬ситься к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необ¬хо¬ди¬мые для игры в детс¬кий сад. Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспи¬та¬тель пред¬ла¬гает детям поиг¬рать в детс¬кий сад. По жела¬нию назна¬чаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музы-кального руководителя. В качес¬тве воспи¬тан¬ни¬ков высту¬пают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимо¬от¬но¬ше¬ни¬ями с детьми, помо¬гают им найти выход из слож¬ных ситуаций.













Парикмахерская
Цель: позна¬ко¬мить детей с профес¬сией парикмахера, воспи¬ты-вать культуру общения, расши¬рить словар¬ный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инст-ру¬менты парик¬ма¬хера – расческа, ножницы, флакон¬чики для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям прихо¬дит кукла Катя. Она знако¬мится со всеми детьми и заме¬чает в группе зеркало. Кукла спра¬ши¬вает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле пред¬ла¬гают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там

Рекомендуем также:
  • Реализация проекта «Мир играющих детей» в поликультурном воспитании дошколь ...
  • Консультация для родителей: «Игра в дошкольном возрасте»
  • Игра - как средство познания мира
  • Консультация для воспитателей - Сюжетно - ролевая игра
  • Консультация для родителей"Игра ребенка в семье"
  • Игра с метанием для детей 6 лет "Передай мяч"
  • Психолого-педагогические основы организации дидактических игр в группе дете ...
  • Из опыта работы



  •  
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    14 апреля 2013 | Распечатать
     
     
      Информация  

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

     
     
       Личный кабинет  
     
    Логин
    Пароль
     
     
         
     
       Опрос  
     
    К какой категории вы бы себя отнесли?

    дети
    родители
    воспитатели
    никакая из вышеперечисленных
     
         
     
       
       Самые читаемые новости  
     
     
         
     
        Календарь новостей  
     
    «    Январь 2022    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
     
         
     
        Сейчас на сайте  
       
         
     
        ТОП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ  
      По наградам:
    » Молли (26)
    » INCORA (24)
    » lutiks (22)
    » brigada (21)
    » fantastish (20)
    » ukatana (20)
    » limush (20)
    » Анютка (20)
    » helenushka (20)
    » baiturina84 (20)

    По баллам:
    » Молли (3646очков)
    » INCORA (3036очков)
    » helenushka (2856очков)
    » brigada (2811очков)
    » lutiks (2781очков)
    » limush (2731очков)
    » baiturina84 (2616очков)
    » meranda19 (2606очков)
    » fantastish (2561очков)
    » ukatana (2541очков)
     
         
     


    Яндекс.Метрика

    Rambler's Top100

    Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо Беременность, роды, дети и родители

    Детский поисковик