Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница Вода» Программные задачи: Совершенствовать знания детей о роли воды в природе и в жизни человека, о ее свойствах. Систематизировать и углублять представления о воде – как фактора экологического благополучия. Формировать системный способ мышления, развивать воображение. Выполнять элементарные опыты, умение пользоваться схемами. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, бережное отношение к воде, эмоциональный отклик и радость от общения с природой, чувство коллективизма, интерес к познавательной деятельности. Активизировать словарь: облака, туман, пар, фильтр, роса, жидкость, состояние, газообразное, твердое, свойства. Предварительная работа: наблюдение в природе за разными состояниями воды, чтение художественной и научно-популярной детской литературы, наблюдение за природными явлениями. Материал к занятию: разная стеклянная посуда, схемы, стеклышки, чайные ложки, картинки с изображением птиц, животных, зверей, магнитофон с записью, по кусочку сахара, соль, камешки, опилки. Ход занятия: Воспитатель: Начинаем наш семинар-практикум. Вы мои ученики. Я ваш научный руководитель. Сегодня вы приготовили загадки, давайте послушаем. (Дети по очереди достают карточки-капельки с загадками) 1.Лежало одеяло, мягкое, белое. Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег) 2.Люди ждут меня, зовут, А приду к ним – прочь бегут. (Дождь) 3.Мост, как синее стекло Скользко, весело, светло. (Лед) 4.У нас под крышей Белый гвоздь висит. Солнце взойдет – Гвоздь упадет. (Сосулька) 5. Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако) 6.Течет, течет – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. (Речка) (Дети прикрепляют на магнитной доске карточки с рисунками – ответами на загадки) Воспитатель: Что объединяет все наши отгадки? О чем мы с вами сегодня будем говорить? Дети: О воде! (Дети рассказывают о воде) 1. Вода – самое удивительное вещество в природе занимает 71% поверхности Земли. У воды самая важная роль на планете. 2. Первые живые организмы появились в воде. Без воды невозможно существование живых организмов. Человек наполовину состоит из воды. Человек употребляет в сутки 2,5 литра воды; 1,5 литра впитывает через кожу. 3. Вода нужна в промышленности (фабрикам, заводам), в сельском хозяйстве, в медицине, в производстве продуктов питания. 4. Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает, убирает свое жилище. Людям требуется много воды. 5. Вода очень нужна растениям, животным, рыбам – всему живому на Земле! Воспитатель: Вы молодцы! Все правильно рассказали о воде. А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, а заодно узнать что-нибудь интересное. Физкультминутка. Игра «Капельки и тучи» На полу разложены круги (из бумаги) на один меньше, чем детей. Это облака и тучи. Все дети «капельки». Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая капелька должна занять любую «тучу». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. (2 -3 раза) Воспитатель: Предлагаю детям занять места в лаборатории для проведения опытов. Давайте попробуем выяснить, в каком состоянии может быть вода. 1.Газообразное состояние. Предложить детям открыть горшочек с кипятком. Поместить над паром стеклышки, на них образуются капельки воды. Вывод: вода бывает в газообразном состоянии. Это пар, облака, туман. Туман оседает утром на траве и образуется роса. В воздухе, который мы вдыхаем, тоже есть вода. На доске вывешивается схема газообразного состояния воды. 2.Жидкое состояние. Что происходит с водой, если ее переливать в посуду разной формы? Предлагаю наполнить водой разную посуду (баночки, пузырьки, стаканы). Что заметили? Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится, у самой воды формы нет, так как она жидкая. Вода – жидкость. На доску вывешивается схема жидкого состояния воды. 3.Твердое состояние Мы уже знаем, что вода это жидкость. Она не имеет собственной формы. Это свойство всех жидкостей при нормальных условиях. А если мороз? Хотя бы маленький, всего минус один градус? Тогда вода будет твердой. Вывод: Вода замерзает и превращается в твердое состояние – лед. На доске вывешивается схема твердого состояния воды.
Вода, пар, лед – одно и то же вещество, только в разном состоянии: газообразном, жидком и твердом. 4. Предлагаю выяснить другие свойства воды. Давайте выясним, какого цвета вода? Перед нами два стакана. В одном вода, а в другом молоко. Поставьте на картинку стакан с водой. Рассмотрите картинку под стаканом сверху, сбоку. Теперь, то же самое проделаем со стаканом молока. Что вы обнаружили? Вывод: у воды нет собственного цвета, вода бесцветна, прозрачна (схема) 6. Вода не имеет запаха. Предложить детям понюхать воздух в банке. Вывод: вода не имеет запаха (схема). 7. Вода не имеет вкуса. Предложить детям сделать глоток воды. Вывод: вода безвкусна (схема). 8. Вода – это мощный растворитель. Предложить детям растворить в воде сахар, соль, камешки. Вывод: Вода растворитель (схема). Воспитатель: Давайте подведем итоги наших экспериментов. По расположенным на доске схемам дети повторяют свойства воды. Воспитатель: Всем нужна чистая вода. Как мы можем этому помочь? Как мы можем сберечь воду? (Ответы детей) - загрязненная вода вредна всем (для здоровья человека особенно) - грязную воду можно очистить с помощью фильтров - на заводах и фабриках сроить большие очистные сооружения - не тратить воду зря, закрывать хорошо кран после пользования - не бросать мусор в водоемы Воспитатель подводит итог, основываясь на эмоциях и поступках детей. Дети читают наизусть стихотворение: В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда: То в снег превратиться, то в лед Растает и снова в поход.
По горным вершинам, Широким долинам Вдруг в небо взовьется, Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь, В природу вглядитесь Вас окружает везде и всегда Эта волшебница наша – вода!
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.