Друзья сайта  
 

 
     
 
 
   Навигация  
 

Поиск по сайту




Стол заказов



Главная

Помощь по сайту

Заметки и статьи

Папки - передвижки, плакаты...

Шаблоны

Картинки

Раскраски

Наши дети

Детская литература

Аудиосказки

Мультфильмы

Учебные пособия

Методические наработки

Игры для детей

Музыка детям


Сценарии праздников


Новости сайта


Форум

 
     
 

Стихи о любви, поэзия, начинающие писатели



 
  «Педагогический анализ как ведущая функция управления ДОУ»  

«Педагогический анализ как ведущая функция управления ДОУ»
(консультация для старших воспитателей)

Колбина Наталья Владимировна
Старший воспитатель МБДОУ № 74
города Нижнего Новгорода Автозаводского района


Педагогический анализ- это системное изучение деятельности субъектов педагогического процесса в специально организованной среде во взаимодействии с социальным окружением ДОУ (Рос. пед. энц.)
Анализ- изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделению в нем отдельных сторон. (Рос. пед. энц.)
Анализ- метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего- то (тол. словарь рус. яз.)
Цель педагогического анализа - в раскрытии причин положительных и отрицательных явлений педагогического процесса с последующим влиянием на них.
Задача педагогического анализа - своевременно вскрыть резервы, обнаружить причины недостатков, определить возможности для использования первых и устранения вторых.
Контроль- это специфический вид управленческой деятельности, направленный на сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса (Ю.А. Конаржевский)
Отличие контроля и анализа
Это функция
Управления, которую осуществляет заведующий, заместитель заведующего по воспитательной работе. Осуществляет старший воспитатель
Его назначение
Констатирует, измеряет уровень отдельных параметров пед. процесса, сопоставляет их с нормативными требованиями;
Состоит в сборе, систематизации и хранении информации о ходе воспитательно-образовательной работы;
Вскрывает причины определяющие уровень воспитательной работы;
Определяет влияние отдельных недостатков на общий результат воспитательно-образовательной работы;
Выявляет возможности для дальнейшего совершенствования педагогического процесса;
На какие вопросы отвечает
Отвечает на вопросы «Что и Как?» Почему это происходит?
Какими путями развивать профессиональный уровень педагогов и уровень детей?
Что нужно сделать?
Какой носит характер
Носит побудительный, сигнальный характер, поддерживая в коллективе состояние организационной напряженности. Почему это происходит?
Какими путями развивать профессиональный уровень педагогов и уровень детей?
Что нужно сделать?
Чем регламентируется
Регламентируется нормативными и организационно-правовыми документами;
При проведении контроля необходимо соблюдать алгоритм. Не требует жесткой регламентации нормативными документами и принятия управленческих решений.
При проведении тематического анализа соблюдается алгоритм.

Недостатки при осуществлении аналитической деятельности
• Старшие воспитатели недостаточно готовы к осуществлению педагогического анализа. Они зачастую отождествляют его с контролем.
• Одним из «западающих» моментов в аналитической деятельности является выработка цели анализа и разработка под эту цель программы наблюдений, способов анализа, критериев оценки.
• Беден арсенал методов педагогического анализа.
• Не всегда воспитатель становится полноправным участником анализа, нет опоры на самоанализ его деятельности.
• В анализе отсутствует регулярность, системность, установление причинно-следственных связей между наблюдаемыми явлениями и фактами.

Виды педагогического анализа
Оперативный - вид педагогического анализа, позволяющий ежедневно анализировать основные показатели воспитательно-образовательного процесса, вскрывать причины отклонений от заданных нормативов, вырабатывать рекомендации по ликвидации этих причин.
Тематический - анализ хода реализации одного из разделов воспитательно-образовательной работы с детьми.
Итоговый - анализ итогов работы ДОУ за длительный период: квартал, полугодие, год.

Методы педагогического анализа
• Анализ предметно-развивающей среды.
• Анализ качества планирования
• Анализ детских работ.
• Анализ диагностических карт.
• Наблюдение педагогического процесса.
• Беседа с ребенком.
• Собеседование с педагогом.
• Просмотр и анализ проведенного занятия.

Функции педагогического анализа
-выявить скрытые резервы, потенциальные возможности личности каждого педагога и коллектива в целом;
-способствовать грамотному созданию образовательной программы ДОУ, годового плана и др. планов;
-выявить условия реализации выбранных программ и технологий;
-определить интересы, способности и уровень развития детей, коллектива, педагогов;
-помочь овладеть педагогам элементами исследовательской деятельности, разными формами обобщения своего педагогического опыта;
-способствовать творческому развитию личности и овладению педагогами профессиональной самодиагностикой.

Основные принципы педагогического анализа
Ю.А. Конаржевский
-Объективности
-Взаимосвязи и взаимодействия
-Развития
-Системного подхода
-Комплексного подхода
-Целенаправленного планирования
-Массовости
-Принцип воспитательного воздействия

Педагогический анализ- это сложная, высокоразвитая интеллектуальная деятельность старшего воспитателя ДОУ, требующая немалой подготовки и тренинга.
Глубокий педагогический анализ- это следствие индивидуальной силы ума старшего воспитателя, таланта, умения и опыта, способности к достаточно напряженному умственному труду.


«В сущности нет ничего сложного и ничего простого,
равно как и все сложное все просто,
сложность и простота любого предмета
зависит только от нашего к ним подхода,
произвольного и вынужденного, от того,
какие задачи мы ставим».
В.Леви
Приложение №1
Алгоритм проведения тематического анализа
1. Заведующий издаёт приказ о проведении тематического анализа, в котором содержится план-задание (для старшего воспитателя, для медсестры).
2. Подбор методов тематического анализа
3. Выявление положительных и отрицательных моментов педагогического процесса по данному вопросу.
4. Определение причины недостатков, вскрытие резервов для развития МДОУ
5. Составление справки с рекомендациями
6. Обсуждение справки на оперативном совещании заведующего (или на Педагогическом совете, на педагогическом часе), где принимаются конкретные решения, направленные на устранение выявленных в ходе анализа причин недостатков.
7. Подготовка материала для итогового анализа.
























Приложение №2

СТРУКТУРА
аналитической справки
1) Название (заголовок справки)
2) Констатирующая часть (на основании чего)
3) Сроки проведения педагогического анализа
4) Цель педагогического анализа
5) Вопросы анализа
6) Методы педагогического анализа
7) Описание результатов педагогического анализа
(положительные и отрицательные явления и причины их породившие)
Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программ может быть пять.
1. Отсутствие необходимых условий.
2. Слабое владение педагогами методикой по проблеме.
3. Недостаток знаний о подходах к решению проблемы, о новых приёмах, педагогических технологиях.
4. Отсутствие системы работы.
5. Педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но этого не делают этого).






















Приложение №3
Аналитическая справка по вопросу
«_______________________________________»

Педагогический тематический анализ проводился на основании приказа № ___ от ____ 20 ___ г., в соответствии с план - заданием, в период с ______ по ________ . Старшим воспитателем Ф.И.О.
Цель педагогического анализа: ______________________________________________.
Были исследованы следующие вопросы: (например)
1. Календарное планирование в группе _______
2. Создание условий в группе _______________
3. Профессиональная компетентность воспитателей (___________)
4. Качество знаний, умений, навыков детей.
Для проведения педагогического анализа использованы методы: (например)
- анализ планирования, среды, диагностических карт, и т.д.;
- наблюдение педагогического процесса;
- собеседование с воспитателями;
- анализ продуктов детской деятельности.
Далее идёт описание результатов педагогического анализа (что? как?) по всем перечисленным вопросам, с выделением причин вышеперечисленных проблем, указанием конкретных педагогов (воспитатель Ф.И.О., группа)

ВЫВОДЫ: Кратко о положительном и проблемах по всем вопросам.

РЕКОМЕНДАЦИИ: Что нужно сделать? Какими путями развивать? (с указанием сроков и ответственных?)







Материал подготовлен на основе следующих источников:
1. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: Контрольно-диагностическая функция. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
2. Голицына Н.С. Организация и проведение тематического контроля в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005. – 112 с.
3. Скорлупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005. – 104 с.

Рекомендуем также:
  • Педагогическая диагностика - основа конструирования воспитателем ДОУ педаго ...
  • Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации
  • презентация педагогического опыта
  • Семинар-практикум: «Организация мониторинга с учетом ФГТ»
  • В помощь организаторам педагогического процесса: Пособие для руководителей ...
  • Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования ...
  • Управление дошкольным образовательным учреждением №2 2009
  • презентация педагогического опыта



  •  
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    21 марта 2014 | Распечатать
     
     
      Информация  

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

     
     
       Личный кабинет  
     
    Логин
    Пароль
     
     
         
     
       Опрос  
     
    Как вы считаете нужен ли сайту раздел "Мультфильмы"?

    Безусловно нужен! Развивайте этот раздел! ya_za
    Думаю, да. Считаю этот раздел хорошим дополнением. smile
    Не знаю. В принципе мне все равно. dontknow
    Не думаю, что этот раздел так уж необходим. nea
    Убрать!!! Однозначно!!! ireful
     
         
     
       
       Самые читаемые новости  
      » Шаблоны для детского сада и школы - Наши зимние именинн ...
    » Папка передвижка Зимние приметы, стихи, пословицы и заг ...
    » Наклейки и клипарт Снегири
    » Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения
    » Как научить ребенка читать и писать
    » Готовимся к школе: развиваем слух и речь
    » Готовимся к школе: учимся думать, наблюдать, запоминать
    » Что внутри?
    » Занимательная логика. Ребусы. Человек
    » Детям и взрослым, малым и рослым

     
         
     
        Календарь новостей  
     
    «    Декабрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
     
         
     
        Сейчас на сайте  
       
         
     
        ТОП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ  
      По наградам:
    » Молли (26)
    » INCORA (24)
    » lutiks (22)
    » brigada (21)
    » Анютка (20)
    » baiturina84 (20)
    » fantastish (20)
    » limush (20)
    » ukatana (20)
    » helenushka (20)

    По баллам:
    » Молли (3646очков)
    » INCORA (3036очков)
    » helenushka (2856очков)
    » brigada (2811очков)
    » lutiks (2781очков)
    » limush (2731очков)
    » baiturina84 (2616очков)
    » meranda19 (2606очков)
    » fantastish (2561очков)
    » ukatana (2541очков)
     
         
     


    Яндекс.Метрика

    Rambler's Top100

    Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо Беременность, роды, дети и родители

    Детский поисковик