РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ
(из опыта работы) (материал к педсовету)
Подготовила: воспитатель Краснокутская С.П.
2012 уч.г.
Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. Прежде всего, мы должны знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей. Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимания на отношения членов семьи к труду. Привлекать родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновения чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр совместных художественных и мультипликационных фильмов. Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, групп, ориентируясь на потребности и возможности детей. Воспитатель использует разные формы работы с родителями: фотовыставки, отражающие труд детей в детском саду, с краткими текстами, раскрывающими значения труда и методы руководства им; выставки детских поделок; стенды на темы «Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни», «Труд – средство всестороннего развития», «Единство детского сада и семьи в трудовом воспитании дошкольника» и др. Для родителей подбирается также научно-популярная литература с краткими аннотациями, статьи воспитателей о лучшем опыте трудового воспитания в семьях.
Для разъяснения родителям форм и методов трудового воспитания дошкольников могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др.
- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», - фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи», - фотовыставки: «Моя бабушка - лучше всех», « Потрудились мы на славу» или - семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»; - выставки с натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей и родителей. -выпуск газеты «Наши родители на работе» (рисунки, информация о том, чем они занимаются на работе, какое значение имеет работа для них самих и для других людей) Совместные экскурсии родителей с детьми. Например в библиотеку, где детей знакомят с профессией и трудом библиотекаря. Затем в группе дети вместе с родителями изготавливают библиотеку, если она есть, то ремонтируют вместе книги. Групповая работа с родителями. Делим родителей на 3 группы, каждый со своим ребенком. И каждой группе даем задание. Например: 1группа – посадка цветов. 2 группа – подклеивание дидактического материала. 3 группа – изготовление пособий по математике. Или же всем трем группам: изготовить картину, используя клей, бумагу, крупу, бисер, вату и т. д. Такая работа сплачивает родителей с детьми, расширяет возможности и интересы детей. « Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Например: возьмем тему труд. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят поделиться опытом семейного трудового воспитания. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения по трудовой деятельности и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как знакомить с разными профессиями детей. Предложить родителям памятки по трудовому воспитанию детей. « Мастер – класс» Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. Свое умение изготавливать поделки из бумаги, ниток и другого материала, вовлекая в эту работу и ребенка. На родительских собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах с родителями педагог рассказывает о требованиях программы воспитания в детском саду к трудовому воспитанию детей, о той работе, которая проводится в этой связи в дошкольном учреждении. Темы: «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?». Перед собранием показать им коллективный труд детей по уборке групповой комнаты. К собранию хорошо оформить стенд, где поместить статьи о важности трудового воспитания. Тексты желательно иллюстрировать фотографиями, отображающими труд детей в семье и в детском саду.
На собрании можно заслушать одно - два сообщения родителей о положительном опыте трудового воспитания в семье. Педагог помогает родителям подготовить сообщение, проанализировать и обобщить их опыт воспитания ребенка в труде. Он даёт родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать от ребёнка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен делать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать, создавать нормальные условия для труда (подобрать оборудование, позаботиться об удобном месте для труда, найти занятие, которое бы включало ребёнка в помощь другим членам семьи). Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с детским садом работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали её дома. Воспитатель рекомендует родителям придерживаться тех же требований при организации труда детей, что и в дошкольном учреждении. Учитывая возраст и возможности ребёнка, приучать его к самообслуживанию, не делать за него то, что он должен и может сделать сам. Педагог раскрывает полезность включения ребёнка в труд взрослых (при уборке помещения, уходе за растениями и животными, приготовления пищи и т.д.), разъясняет, что старший дошкольник должен выполнить определённые постоянные обязанности: накрывать на стол, поливать растения, помогать в уходе за младшими братьями и сёстрами, приводить в порядок свои игрушки, приносить газеты из почтового ящика, открывать дверь, подходить к телефону и т.д. педагог убеждает родителей в том, что труд по самообслуживанию имеет большое воспитательное значение, и объясняет им методы формирования необходимых навыков, умений и привычек. Он рекомендует давать детям разнообразные поручения: отнести на кухню посуду после обеда, подать нужный предмет, постирать мелкие вещи, поиграть с младшим братишкой, пока мама приготовит ужин, сходить за хлебом (если булочная находится неподалёку) и т.д.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Много дает наглядное ознакомление родителей с постановкой трудового воспитания в детском саду. Так, в дни открытых дверей родители могут наблюдать режимные процессы, самообслуживания в младшей группе, в средней и старшей группах - коллективный труд детей в природе, уборку групповой комнаты, ремонт книг, сборы на прогулку и др.).Также объясняем родителям с какими профессиями детского сада мы знакомим детей. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель, что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию.
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Например: «Труд дошкольника в семье». Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Например: конференция на тему: "Трудовое воспитание дошкольников". 1. Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений. 2. Обыгрывание ситуаций — конструирование и анализ поведения родителей в различных ситуациях. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей. Или устроить праздник труда, совместно с родителями.
Для приобщения родителей к педагогической литературе целесообразно создавать библиотеки-передвижки, подбирая в специальные папки статьи на определенную тематику. Однако следует помнить, что всякий раз нужно побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка. Основой социального развития детей в познавательной сфере являются такие понятия, как: семья, трудовая деятельность, друзья, правила поведения. Охватить все эти понятия помогает необычная форма работы "Встречи с интересными людьми". Такие мероприятия помогают доносить до сознания детей, что труд бывает разный: -труд для общества (профессия, работа)- это труд для всех людей, которых даже не знаешь; -труд для себя и семьи (домашний труд и самообслуживание)- это труд для близких и любимых людей; -труд для души (хобби, увлечения)- труд лично для себя. В ходе таких встреч обязательно обращаю внимание детей на то, что все люди трудятся, для любого труда нужны знания, умения, навыки и свои орудия труда. 1. Теоретическое - формирование представлений. Основные методические приемы: рассказы о труде, демонстрация трудовых действий и результатов труда;
2. Практическое - непосредственное участие в трудовом процессе. Основные методические приемы: приобщение детей к реальным трудовым усилиям с получением результата. Но вот понятие "профессиональный труд" можно формировать только на теоретическом уровне. Поэтому здесь главную роль я отвожу формированию отношения к профессиональному труду через конкретных людей - представителей определенных профессий: медсестра, повар, стоматолог, завхоз. Такая форма работы, как "Встречи с интересными людьми" помогают мне решать целый ряд важных задач: -делать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса; -формировать у детей понятие "трудовая деятельность";
Одна из форм совместной работы детского сада и семьи по трудовому воспитанию детей - привлечение их к той конкретной помощи, которую оказывают родители детскому саду: по благоустройству помещения и участка, изготовлению учебного, игрового и другого оборудования. Обычно эту работу родители выполняют в отсутствии детей и не используют ее в воспитательных целях. Важно организовать труд родителей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем.
Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.