Друзья сайта  
 

 
     
 
 
   Навигация  
 

Поиск по сайту




Стол заказов



Главная

Помощь по сайту

Заметки и статьи

Папки - передвижки, плакаты...

Шаблоны

Картинки

Раскраски

Наши дети

Детская литература

Аудиосказки

Мультфильмы

Учебные пособия

Методические наработки

Игры для детей

Музыка детям


Сценарии праздников


Новости сайта


Форум

 
     
 

Стихи о любви, поэзия, начинающие писатели



 
  Развитие социально – личностных отношений у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.  

Современные дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают их деятельность, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Они играют в монстров, которых сами же боятся, драки, пошлые романы. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых. То, что мы видим в играх наших детей, - это отражение того мира, который мы им «подарили». Это мы так разговариваем, друг с другом, так укладываем их спать, это мы смотрим такие телепередачи и видеофильмы.
В настоящее время ученые обеспокоены состоянием игровой деятельности в дошкольном учреждении. Из-за отсутствия в семье целенаправленного педагогического руководства нравственным воспитанием в повседневной жизни детей, нежелание отвечать на детские вопросы о нравственном смысле внутрисемейных отношений, отрицательно сказывается на этическом содержании сюжетно-ролевых игр и не способствует их нравственному воспитанию, отмечала Н.Я. Михайленко.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. По своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.(8, 46)
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Актуальность вопроса определяется тем, что в современном мире чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования (Н. Я Михайленко, Н. А. Коротковой), особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества

I. Развитие социально – личностных отношений у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

1. Особенности взаимоотношений дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры.

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.
В отношениях взрослых и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. Ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». (3, 18)
По мнению Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой, сюжетно-ролевая игра является средством активного, действенного проникновения ребенка в жизнь взрослых. Игра является условием открытия ребенком человеческих взаимоотношений. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения.
В книге Р.И. Жуковской "Воспитание ребенка в игре", показано, как у детей под влиянием ролевой игры развиваются общие интересы, переживания, содействие, сплоченность, взаимопонимание. Автор рассматривает отношения между детьми в плане коллективных взаимоотношений, на развитие которых влияет содержательная, длительная ролевая игра.
В игре старших дошкольников на первый план выступают отношения между людьми, общественный смысл труда, т. е. по известному выражению Л.С. Выготского игра есть арифметика социальных отношений.
Главный источник социально – личностного развития - общение: и неважно с кем - это могут быть как сверстники, так и взрослые.
Общение - это процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата. В процессе общения малыш учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, впитывает определенные нормы поведения. Его окружающая среда, которая также непосредственно влияет на его развитие, - это не просто улица, дома, расположенные по определенному порядку вещи, это люди, которые группируются по особой системе правил, отношений, взаимодействия в обществе и дома. Общение обязательно включает взаимные действия партнеров. Оно жизненно важно для человека и рассматривается психологами как особый способ адаптации к окружающей социальной среде. В результате общения формируется представление о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.(6, 28)
Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития взаимодействий и взаимоотношений. Взаимоотношения - личностные отношения индивидов между собой, возникающие в совместной деятельности. Отношение, идущее от людей к людям, "навстречу друг другу". А взаимодействия - компонент совместной деятельности и отношений. В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков. (2, 50)
В.П.Залогина первая обратила внимание на то, что в игре существуют реальные взаимоотношения между детьми как товарищами по игре, а не только взаимоотношения, строящиеся на основе замысла игры и выполняемых ролей. Наличие в игре коллективных взаимоотношений показывает, что играющие дети представляют собой коллектив, осуществляющий единый замысел. Соподчинение членов этого коллектива осуществляется не только в силу взятых на себя ролей, но и в силу отношений между играющими. (4, 21)
Игра у детей начинается с договора. Дети договариваются о начале
игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои действия и поведение в соответствии с выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и понимать ролевые права и обязанности. Так, например, врач, если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его указания. В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.
В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с одного уровня на другой – переходя на уровень ролевых отношений, дети подчеркнуто меняют манеры, голос, интонации. Это может свидетельствовать о том, что дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, направленные на общее для них дело – игру.(1, 79.)
Вступая в совместную игру, ребенок, прежде всего, руководствуется собственным отношением к тем сверстникам, которые будут его партнерами. Наметив сюжет, дети распределяют роли, и каждый стремится соотнести свои действия с действиями партнеров, установить положительные ролевые отношения с ними. При руководстве играми воспитателю необходимо учитывать и ролевые, и реальные отношения, возникающие между ребятами.
Психолог Запорожец З.А. замечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».
Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.
Как утверждала Д.В.Менджерицкая, от содержания сюжетно-ролевой игры зависит, какие мысли и чувства возникают в игре, как она влияет на нравственное воспитание ребенка. Сюжетно-ролевые игры детей построены на правилах, но в отличие от дидактических и подвижных игр, где правила даются в готовом виде, в ролевых играх правила заимствуются детьми из той общественной среды, в которой они живут. Правилами общественной жизни дети первоначально овладевают именно в изобретательных ими играх, разумеется, по-своему, преломляя их. В этих играх ребенок живет в интересах современности. Игры, придуманные детьми, построены на замысле. Замысел - это не плод отвлечений мечтательности ребенка, он является результатом наблюдения окружающего. Характерно, что осуществляя замысел, ребенок действует по определенным правилам. Поэтому, в играх ребенок устраивает нормы нравственности этого общества.
Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка - один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он матрос, а капитан - это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства - осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.
Поэтому, необходимо, помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей. Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к деятельности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.

2. Формирование социальных навыков поведения детей дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра в педагогическом процессе дошкольного учреждения занимает важное место. Приобретенные дошкольником знания, умения, представления включаются в игру, в результате чего формируются динамические характеристики ума, а также регулируемое ребенком собственное поведение. В играх в дочки-матери, детский сад, больницу, магазин и других находит отражение образ, сложившийся у ребенка. В игре формируется механизм личностного поведения, подчиненного образу, раскрывающему нравственную сторону человеческих отношений. Одна из главных задач в дошкольном учреждении - формирование социальных навыков поведения детей.
Социальные навыки предполагают обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Для этого необходимо формировать коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Необходимо обучить детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения, так же помочь понять, как легко может возникнуть ссора, её причина и помочь находить способы и приемы самостоятельного разрешения.
Для нравственного формирования личности дошкольников неоценимо значение сюжетно-ролевой игры. Основой нравственности являются гуманные отношения, а именно: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость. Гуманные качества представляют собой единство трех компонентов: представлений о нормах гуманности, гуманных чувств (сопереживание, сочувствие, содействие), соответствующих поступков.(1,46)
Сюжетно-ролевые игры особенно любимы детьми в старшем дошкольном возрасте, ведь в них отображаются все замечаемые ими оттенки во взаимоотношениях окружающих их взрослых. Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их. Следовательно, мы говорим об организации игр с «хорошим нравственным содержанием», многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации, в которых ребенок будет воспроизводить и закреплять этические представления.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Каждый человек вносит в жизнь ребенка что-то свое, что-то новое, влияет каким-то образом на его поведение. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). Произвольность предполагает наличие образа поведения, котоpомy следует ребенок. В игре образцом служит образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.
Как показывает педагогический опыт и специальные наблюдения, взаимоотношения, формирующиеся в процессе игры, переносятся детьми в другие сферы жизни и деятельности, становятся привычными формами поведения. (3,22)
Ролевая игра у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Роль призывает детей подчиняться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам. Если раньше в выборе роли главное место занимала ее внешняя привлекательность, то теперь осознается социальная польза роли. Дети планируют свое поведение, раскрывая образ выбранной ими роли. Ссоры детей старшего дошкольного возраста, как правило, возникают из-за неправильного ролевого поведения в игровой ситуации и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока из игровой ситуации.
Сюжетно-ролевая игра дошкольника естественно и гармонично сочетает в себе два необходимых условия для развития волевого и произвольного действия: с одной стороны, повышение мотивированности и, с другой — осознанности поведения.
Сюжетно-ролевая игра является как раз той деятельностью, которая
создает оптимальные условия для развития этих важнейших сфер психической жизни, потому она и является наиболее эффективным средством формирования и волевого и произвольного поведения в дошкольном возрасте.(4,17)
Однако в ролевой игре отсутствует сознательный контроль своего
поведения. В ней действия ребенка мотивируются и опосредуются образом действия другого человека (ролью), но не осознанием своего поведения. В игре ребенок действует за другого, опосредуя свои действия “чужими” словами и правилами.
Таким образом, говоря о значении сюжетно-ролевой игры в развитии социального поведения детей старшего дошкольного возраста, приобретении ими общения и отношений со сверстниками психологи и педагоги А.П.Усова, Д.Б.Эльконин и др. особое значение придают ее организационной стороне. Так как для осуществления игровой деятельности, имеющий коллективный характер, необходимо договариваться между собой об общем, всех интересующем сюжете; распределить между собой роли; договориться о значении вовлекаемых в игру предметов.

3. Роль педагога в развитие социально – личностных отношений в сюжетно-ролевой игре.

Как известно, в игре нет прямой зависимости ребенка от взрослого, в ней он получает большую самостоятельность, чем в учебной и трудовой деятельности. Однако формы игровой деятельности усваиваются детьми под руководством взрослых.
Руководство игровой деятельностью детей предполагает использование в педагогическом процессе ряда конкретных приемов (совет, реплика, направленная на развитие детской фантазии, указания, вопрос, оценка отдельных персонажей и исполнителе), с помощью которых воспитатель осуществляет руководящую роль в воспитании и развитии дошкольника в процессе сюжетно-ролевой игры. Развитие игровых интересов требует от педагога внимательного, чуткого отношения к играм детей, личной заинтересованности в них. (5, 32)
Ролевая игра способствует нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, формированию личности ребенка. Для того чтоб эти воспитательные задачи могли решаться в сюжетно – ролевой игре наиболее полно, необходимо соответствующим образом направлять руководство ею.
Руководя игрой детям надо помочь наиболее близко к реальности воспроизводить отношения между взрослыми в процессе их деятельности.
Руководство развитием игры требует, чтобы воспитатель помог детям обогатить игру высоконравственным содержанием, максимально насытить ее соответствующими действиями, при распределении ролей по возможности всех удовлетворить и вместе с тем поставить каждого ребенка в позицию, наиболее благоприятную для формирования его личности.
В силу особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста в руках опытного педагога она может являться мощным средством перевоспитания детей, у которых в результате сложившихся ранее взаимоотношений с окружающими образовались неправильные формы социального поведения.
При руководстве играми детей дошкольного возраста решаются следующие задачи:
 Формирование умения самостоятельно организовываться в группы для общей игры;
 Совместно обдумывать сюжет игры;
 Воспитывать умение самостоятельно и справедливо разрешать споры возникшие во время игры.
Для осуществления задач воспитания дружного детского коллектива и навыков социального поведения педагогическое руководство игрой должно идти в следующих направлениях:
 Педагог должен направлять взаимоотношения в группе играющих детей таким образом, чтобы они в известной мере были сходны с воспроизводимыми отношениями взрослых людей, рассказывая по ходу игры, о том, как они относятся друг к другу в процессе совместной деятельности, как помогают друг другу, координируют свою деятельность и т.п.;
 Педагог должен поощрять контроль коллектива за исполнением роли каждым отдельным ребенком, следить за тем, что – бы замечания детей друг другу не носили агрессивного характера, не вызывали у ребенка, еще не умеющего хорошо исполнять свою роль, желания выйти из игры;
 Педагог по ходу игры должен поощрять детей, хорошо исполняющих свои роли, и направлять тех, кто еще недостаточно хорошо справляется с ними. (7, 22)
Сюжетно - ролевая игра только в том случае может оказать положительное влияние на развитие личности ребенка, если он будет участвовать в самых различных ролях, находясь в разнообразных взаимоотношениях с другими детьми.
Детей, чье поведение нуждается в исправлении, педагог должен привлекать к таким ролям, которые упражняли бы их в правильном поведении. При этом педагог старается, чтобы при исполнении этих ролей дети получали удовлетворение.
Важно, чтобы руководство педагога не ограничивало самостоятельности и инициативы детей.

Заключение

Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Это период первоначального становления личности. Особенности, характерные для личностного развития дошкольника это
возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является важным средством в развитии социально – личностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:


1. Доронова Т.Н., Карабанова О.А. “Игра в дошкольном возрасте”-2002..
2. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками. // Дошкольное воспитание. 1990. - № 7
3. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982.
4. Радвил Г.И. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста. (Методические рекомендации для воспитателей). - Орел, 1989.
5. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. _ М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 160с.
6. Твиритина Е.Н., Барсукова Л.С. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (Из опыта работы) – М.: Просвещение, 1990. – 112с.
7. Харченкова А.Н., Деркунская В.А Сюжетно – ролевые игры для социализации детей 4-7 лет: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2010. – 64с.
8. Эльконин Д.Б. Воспитательное значение сюжетно – ролевой игры.
//Дошкольное воспитание. 2009. - №8.

Рекомендуем также:
  • Из опыта работы
  • Консультация для родителей: «Игра в дошкольном возрасте»
  • Консультация для воспитателей - Сюжетно - ролевая игра
  • Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста
  • Консультация по сюжетно-ролевой игре для воспитателей
  • Консультация для родителей "Создание условий в семье для развития игровой ...
  • Восприятие у детей основ гуманистической направленности поведения через игр ...
  • Игра - как средство познания мира



  •  
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    18 мая 2013 | Распечатать
     
     
      Информация  

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

     
     
       Личный кабинет  
     
    Логин
    Пароль
     
     
         
     
       Опрос  
     
    как вы попали на наш сайт?

    мне посоветовали друзья/ знакомые
    через поисковик
    через ссылку на другом ресурсе
     
         
     
       
       Самые читаемые новости  
      » ВРЕМЯ И ВРЕМЕНА ГОДА
    » Календарь 8 марта Международный женский день
    » Календарь на 2022 год
    » Календарь на 2021/22 год

     
         
     
        Календарь новостей  
     
    «    Март 2021    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
     
         
     
        Сейчас на сайте  
       
         
     
        ТОП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ  
      По наградам:
    » Молли (26)
    » INCORA (24)
    » lutiks (22)
    » brigada (21)
    » ukatana (20)
    » Анютка (20)
    » limush (20)
    » fantastish (20)
    » baiturina84 (20)
    » helenushka (20)

    По баллам:
    » Молли (3646очков)
    » INCORA (3036очков)
    » helenushka (2856очков)
    » brigada (2811очков)
    » lutiks (2781очков)
    » limush (2731очков)
    » baiturina84 (2616очков)
    » meranda19 (2606очков)
    » fantastish (2561очков)
    » ukatana (2541очков)
     
         
     


    Яндекс.Метрика

    Rambler's Top100

    Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо Беременность, роды, дети и родители

    Детский поисковик