Стремление руководящих работников сферы образования сосредоточить внимание на повышении «качества образования» таит в себе опасность экстенсивного обучения, которое негативно сказывается на здоровье детей. Результаты такой односторонней политики уже отражены в многочисленных публикациях психологов, педагогов, представителей здравоохранения, других социальных институтов, обеспокоенных узким и однобоким подходом, который, по их мнению, ведет к деформации личности. В обсуждении этой проблемы я вижу практическую направленность моей работы и возможность её использования для конкретных педагогических ситуаций. По ряду направлений расширились и углубились исследования и методические разработки, в которых рассматриваются актуальные вопросы игровой творческой деятельности в развитии детских способностей. В меньшей степени уделяется внимание роли и значению танца в психофизическом развитии детей. 15 лет назад мною организован кружок современного танца «Здравики», который имеет основную направленность оздоровительно – развивающую. Здесь занимаются дети старшей и подготовительной к школе групп (5-7 лет), не имеющие специальной подготовки. Мною разработана программа кружка «Здравики», реализация которой позволить улучшить физическое развитие детей, повысить устойчивость к утомлению и повышению работоспособности. Актуальность программы и ее новизна определяются ее направлен¬ностью на создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Ведущей концептуальной идеей программы, подчиненной основной цели - повышение индекса здоровья детей через использование современных здоровьесберегающих технологий, всестороннее развитие личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики, является создание условий для физического развития и снижения заболеваемости воспитанников, формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями развития. Цель программы: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Создание двигательного режима, положительного психологического настроя, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
Задачи: 1. Укрепление здоровья: -способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; -формировать правильную осанку; -содействовать профилактике плоскостопья; -содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма. 2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников: -развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности; -содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; -формировать навыки выразительности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев. 3. Развитие творческих и созидательных способностей: -развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; -формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку; -воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях; -развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия. Для достижения поставленной цели я использую следующие средства и методы: • использование частоты сердечных сокращений (на занятиях присутствует медицинская сестра, которая измеряет у ребенка колебания частоты сердечных сокращений при различных физических упражнениях, так же на занятиях присутствует старший воспитатель, которая фиксирует правильность построения графика и нагрузок на занятиях), • метод цикличности, • метод обучения детей самомониторингу здоровья, интеграции занятий. • игра, танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений, креативная гимнастика,музыкальное сопровождение. Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, зада¬чи и способы их достижения. Содержание программы носит практический характер, соответству-ет современным достижениям педагогики, психологии и физиологии детей дошкольного возраста, взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются: 1. танцевально-ритмическая гимнастика, в которую входят: • игроритмика • игрогимнастика • игротанцы • диско-разминка 2. Нетрадиционные виды упражнений: • игропластика • пальчиковая гимнастика • игровой самомассаж • музыкально-подвижные игры 3. Креативная гимнастика: • музыкально-творческие игры • специальные задания Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Для практической реализации программы мною разработан учебно – тематический план, конспекты занятий, подобран музыкальный репертуар, игры, упражнения и танцевальные движения. Дети выступают на различных конкурсах, праздниках как в детском саду, так и на муниципальном уровне. Ожидаемые результаты: 1. Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста. 2. Улучшение физического развития. 3. Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности. Методическое обеспечение программы достаточно полно представляет оздоровительно – развивающие условия, необходимые для формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Литература: 1. «Фольклор - музыка - театр», под редакцией С. И. Мерзлякова издательство «Владос» 1999 г. 2. « Са - Фи - Дансе» Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина. Санкт - Петербург «Детство - пресс» 2000 г. 3. Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная « Учите детей танцевать» изд. «Владос» 2003 г
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.