DataLife Engine > Развитие речи и логопедия > Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи

Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи


23 апреля 2013. Разместил: Гальченко_Елена
Трудно переоценить роль хорошо развитой речи в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается его мышление, поведение.
Давно замечено, что дети с плохо развитой речью с трудом усваивают школьные знания, долго не могут нау¬читься читать и писать, а многие из них производят впе¬чатление умственно отсталых.
Общеизвестно, что в норме ребенок овладевает родным языком на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи. Процесс усвоения родного языка в его главных чертах протекает в поразительно короткие сроки. Однако психо¬физиологические механизмы этого процесса остаются неяс¬ными и даже загадочными.
Как бы сложно, бурно или своеобразно ни протекало развитие детской речи, оно подчиняется определенным за¬кономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми и особенно при исправлении их «речевых ошибок».
Известно, что дети не сразу и не вдруг овладевают правильной речью, что одни явления родного языка (типы предложений, длина слов, звуки речи и др.) усваиваются ребенком раньше, другие — намного позже. Естественная последовательность усвоения языковых элементов направ¬ляется разными факторами. Чем проще по звучанию и структуре слово, тем быстрее и легче оно запоминается детьми.
Появлению дара слова предшествуют формирование оп-ределенного уровня слухового и зрительного внимания, па¬мяти, накопление пассивного словарного запаса. На ранних этапах развития речи огромное значение имеет появление у ребенка желания подражать словам.
Кроме механизма подражания, имитации или воспроиз¬ведения детьми слов окружающих, имеет место действие скрытой необычайно сложной системы функциональных нервных связей, обеспечивающих осуществление речи.
Остановимся на основных этапах нормального развития детской речи.
В возрасте около 1 года дети начинают произносить относительно чисто первые 3—5 слов: мама, папа, дай, на, бух и др.
Через несколько месяцев, а иногда и через год начинается усвоение «новых слов», которые первоначально могут про¬износиться детьми с большими искажениями: «мако» (вместо молоко), «пупи» (вместо кубики), «сё» (вместо все). Сосу¬ществование слов, правильно и неправильно произно¬симых, — основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.
Показателем дальнейшего развития детской речи отнюдь не является правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка спо¬собности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т. е. развитие способности сое¬динять слова в предложения.
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков выраба¬тывается не сразу, а постепенно и восприятие речи далеко не совершенно. Зато в этом возрасте дети точно воспроиз¬водят интонационно-ритмические, мелодические контуры слов: «появос» (паровоз), «пиехая» (приехала), «калсйноть- ка» (корзиночка), «титйтики» (кирпичики).
Показателем правильного развития детской речи явля¬ется способность ребенка 2,5—3 лет строить предложения из 3—4 и более слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах: дай — дает — не дам или киса — кису — кисе. С момента появления у ребенка возможности правильно строить несложные предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам происходит качественный скачок в развитии речи. Этот процесс протекает так динамично, что в 3 года дети свободно общаются не только при помощи грамотно построенных простых предложений, но и многих видов сложных пред¬ложений, включающих такие союзы, как: потому что, для того чтобы, если... то и др.
Допустимо, что к четырем годам у ребенка с хорошо развитой речью могут остаться неусвоенными отдельные согласные звуки, например: звук «р» или звуки «л», «ш» или «ч». Если же в этом возрасте дети не выговаривают многих звуков, то их следует проконсультировать у логопеда.
Несмотря на то что к трем годам дети свободно владеют разговорной речью, усвоение родного языка продолжает совершенствоваться вплоть до школьного возраста.
Что мы понимаем под отставанием развития речи и когда следует на это обратить внимание?
В случае нарушения усвоения родного языка — слов, грамматического строя и фонетики имеет место отставание развития речи.
В логопедии отклонения от нормы в речевом развитии называются по-разному: ярко выраженные — общее недоразвитие речи, менее резко выраженные — за¬держка речевого развития. Чем старше ребенок и чем хуже он говорит, тем глубже у него общее недоразвитие речи. Аналогичное состояние речи у детей более младшего воз¬раста может до поры до времени квалифицироваться как задержка речевого развития.
Причины, вызывающие отставание развития речи (общее недоразвитие речи), могут быть самые разнообразные: би¬ологические, социальные, наследственные и др. Для обоснования диагноза требуется комплексное обследование ребен¬ка, а иногда и динамическое наблюдение в процессе лого¬педических занятий.
Успех преодоления общего речевого недоразвития во многом определяется тем, в каком возрасте замечено от¬ставание и в каком возрасте ребенку начинают оказывать логопедическую помощь. Логопедические занятия, начатые в период наиболее интенсивного развития головного мозга, являются наиболее эффективными. Они включают в актив¬ную деятельность различные функциональные нервные свя¬зи и тем самым ускоряют их созревание, способствуя наиболее полной компенсации нарушенного хода психоре¬чевого развития.
Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое и умственное развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Вернуться назад