Друзья сайта  
 

 
     
 
 
   Навигация  
 

Поиск по сайту




Стол заказов



Главная

Помощь по сайту

Заметки и статьи

Папки - передвижки, плакаты...

Шаблоны

Картинки

Раскраски

Наши дети

Детская литература

Аудиосказки

Мультфильмы

Учебные пособия

Методические наработки

Игры для детей

Музыка детям


Сценарии праздников


Новости сайта


Форум

 
     
 

Стихи о любви, поэзия, начинающие писатели



 
  В мире звуков  

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Если к малышу обратиться со словами неодобре¬ния, но произносить их ласково, он будет улыбаться. И на¬оборот, ласковые, доброжелательные слова, произнесенные сердитым тоном, вызовут у него отрицательные эмоции. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе — угрозу, но произнесенные одинаково, ребенок будет и воспри¬нимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу.
Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопо¬ставлять их звучание, пытаться повторять их, он начинает также слышать и различать звуки родного языка, т. е. обращать внимание на звуковую сторону слова. Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить "неправильность произношения у своих сверстников и даже делают попытки исправлять их. Со временем у детей формируется критиче¬ское отношение не только к чужой, но и к своей речи.
Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и как след¬ствие их недостаточная подвижность нередко являются при¬чиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. и), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего за счет правильного произно¬шения согласных звуков» Овладение происходит в течение нескольких лет. Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки: гласные (и то не все, а в основном звуки а, у, и); согласные: м, п, б, к, г и др. На следующем этапе дети овладевают звуками ы, э, х, твердыми свистящими (с, з), звуком ль. И в последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной работы артикуля¬ционного аппарата,— это звук ц, группа шипящих звуков (ш, ж, ч, щ), звуки л, рь, р. Своевременное и правильное овладение ими зависит от многих факторов.
Большое значение для правильного развития произноси¬тельной (звуковой) стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Например, некоторые дошкольники непра¬вильно произносят звук р лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в ко¬лебательное состояние кончика языка при произношении р.
Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее зву¬чание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звуча¬ния речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его до¬бор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, наруше¬ния плавности речи и т. п.
Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произно¬сить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов (слово произносят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки в нем); к нарушению интона¬ционной стороны речи. Ослабление слуха ведет не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического плана.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал — мял, рак — лак, том — дом. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звон костью или глухостью при одинаковой артикуляции, напри мер звуки с и з, ш и ж, другие имеют более резкие акустические различия (т и ш), очень тонкие акустические различия имеют твердые и мягкие согласные (ть и т, с и сь). Недостаточная сформированность слухового восприятия, фо¬нематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.
Из всего сказанного следует: для того, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвуч¬ное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети разви¬вают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улуч¬шают произношение. Опираясь на слух, малыш контроли¬рует свою артикуляцию и стремится приблизить, «подогнать» свое произношение к произношению окружающих.
Усвоение ребенком звуковой стороны слова — сложный процесс, который можно условно разделить на такие этапы: Вслушивание в звучание слова,, различение и правильное произношение звуков, самостоятельное Вычленение их из слова, анализ его звуковой и слоговой структуры, активные действия со словами (собственное рифмотворчество, стихотворчество). Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребенка с окружа¬ющими в различных видах деятельности.
В раннем возрасте общение ребенка со взрослыми огра¬ничено рамками семьи. Но уже в младшем дошкольном возрасте круг лиц, входящих в общение с ребенком, быстро растет: малыши вступают в контакт с персоналом дошколь¬ных учреждений, разговаривают со сверстниками. Средние и старшие дошкольники часто объединяются для совмест¬ных игр, у них появляется потребность рассказать что-то товарищам, поделиться с ними своими впечатлениями и пере¬живаниями об увиденном или услышанном.
Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда он внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произно¬шение слов может быть причиной их непонимания. Конеч¬но, неправильное произношение одного или даже несколь¬ких звуков не мешает детям общаться, но затрудняет их взаимопонимание; при распределении ведущих ролей в играх предпочтение чаще отдается тем ребятам, у которых речь ясная.
Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправ¬дано физиологическими особенностями формирования дет¬ской речи. Но если старшие дошкольники неправильно произносят звуки или недостаточно отчетливо произносят слова, взрослые должны обязательно обратить на это вни¬мание. Ребята с недостатками произношения часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать сказки. Воспитателю необходимо своевременно выявлять дефекты речи у детей и устранять их.
Речь взрослого является образцом для ребенка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

Рекомендуем также:
  • Консультация для родителей на тему : «Как научить ребенка правильно произно ...
  • консультация для родителей
  • Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи
  • Игры, развивающие речевое дыхание
  • Правильно ли развивается речь ребенка
  • Развиваем речь у детей 3-4 лет
  • Детский логопед рекомендует
  • Сказка о звуке [Ы].



  •  
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    23 апреля 2013 | Распечатать
     
     
      Информация  

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

     
     
       Личный кабинет  
     
    Логин
    Пароль
     
     
         
     
       Опрос  
     
    К какой категории вы бы себя отнесли?

    дети
    родители
    воспитатели
    никакая из вышеперечисленных
     
         
     
       
       Самые читаемые новости  
      » Дидактические игры-Матрёшки
    » Папка передвижка для детского сада - Нарушения сна у р ...
    » Сюжетные картинки для занятий с детьми. Распорядок дня ...
    » Папка передвижка - Пожарная безопасность для детей
    » Для родителей и детей Правила дорожного движения
    » Рамка для фотошопа - тачки

     
         
     
        Календарь новостей  
     
    «    Январь 2020    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
     
         
     
        Сейчас на сайте  
       
         
     
        ТОП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ  
      По наградам:
    » Молли (26)
    » INCORA (24)
    » lutiks (22)
    » brigada (21)
    » helenushka (20)
    » ukatana (20)
    » Анютка (20)
    » fantastish (20)
    » baiturina84 (20)
    » limush (20)

    По баллам:
    » Молли (3646очков)
    » INCORA (3036очков)
    » helenushka (2856очков)
    » brigada (2811очков)
    » lutiks (2781очков)
    » limush (2731очков)
    » baiturina84 (2616очков)
    » meranda19 (2606очков)
    » fantastish (2561очков)
    » ukatana (2541очков)
     
         
     


    Яндекс.Метрика

    Rambler's Top100

    Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо Беременность, роды, дети и родители

    Детский поисковик